Егор

Пользователи
  • Публикаций

    3 458
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    389

Репутация

2 253 Очень хороший

Информация о Егор

  • Звание
    ПроРайдер
  • День рождения 30.06.1964

Контакты

  • Сайт
    https://vk.com/il.enko
  • ICQ
    382088249
  • Skype
    veloegor

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Каменск

Посетители профиля

10 013 просмотра профиля
  1. Эпилог и выводы. Поезд пришёл в полдень, и дома уже, моясь в душе, я обнаружил в интересных местах троих больших насосавшихся клещей. Согласно статистике, заражены боррелиозом треть клещей, и если не выдернуть его сразу, то насосавшись он заразит как раз с этой вероятностью. А тут - трое насосавшихся, причём неизвестно с какого дня... В общем, оставалось только ждать реакции организма, и она последовала через 10 дней. Дальше были две недели в больничке, потому в отчёте и получился перерыв. Брызгалки у нас были, но мы забывали ими пользоваться, и не шибко осматривались, а мылись очень быстро. Надо пересматривать отношение к здоровью, две недели - это непозволительный в жизни перерыв. По маршруту: участок Аисово-Толпарово-Красноусольский интересен только со спортивной точки зрения - накрутишься-налазишься досыта, а дорога всё равно ограничена лесом с двух сторон. Украшением его конечно является Зилим и Мамбет, но Мамбет - он всё же в стороне от дороги. С другой стороны, подобраться к Мамбету - не так много вариантов, если конечно нужен именно Мамбет. Нам же нужен был участок Аисово-Толпарово, а Мамбет явился случайным, но достойным украшением скучных и унылых грунтовок и грейдеров. Лучше всё же смотреть в сторону Старобелорецкого тракта и района Каги, ну и Белорецкая узкоколейка остаётся в планах. И вот ещё, отдельные моменты: тихие вечера, пение птиц, Зилим, виды сверху и снизу.
  2. 7 день, 20 июня. Стерлитамакские шиханы. Встали в пять. Варим кофе, вдруг горелка вспыхивает жёлтым огнём, и почти коптит.. Судя по звуку, засорилась форсунка. Разобрать горелку не удаётся, варим кашу на малом газу, до дому дотянем. Выдвигаемся к шиханам. Первое наше знакомство с ними состоялось в 2013-м, когда мы возвращались из майского похода Кувандык-Куперля-Мелеуз. Мы переночевали тогда на вокзале в Мелеузе, рано утром загрузились в трёхвагонный дизель, и ехали до Уфы. И вот, подъезжая к Стерлитамаку, справа по курсу, посреди равнины, мы видим одиночные высокие светлые холмы, потом вагонетки перемещаются на тросах, потом ещё холм, и всё это - в пыльном, освещённом низким рассветным солнцем, окне. Т.е. ты сидишь такой, дремлешь после ночи на вокзале, все горы и трудности закончились вчера в обед - и вдруг горы приходят к тебе, а ты не готов... Пришлось тогда погуглить.. Оказалось, что это - древние коралловые рифы, находившиеся на дне Уральского моря 250 миллионов лет назад. Их сейчас - три штуки, а было - четыре: шихан Куштау "скушал" содовый комбинат. Если вы найдёте на кухне пачку соды - то прочитаете: Стерлитамак, комбинат "Сода". Вот - это у вас частица горы Куштау, за 70 лет превратившейся в затопленный карьер. Ракушечник вагонетками, над рекой Белой, над полями и кустами, за 5 км доставляют в город на комбинат. В 2020-м году содовая компания взялась за самый большой, и самый близкий к карьеру, шихан - Куштау, его хватило бы лет на сто.. Но шиханы стали символом Башкортостана, они включены в памятники ЮНЕСКО. Была неслабая двухнедельная битва тысяч людей с силовиками - можете всё это погуглить. Содовая компания тогда отступила, но не думаю, что навсегда. В принципе, они готовы даже возить ракушечник издалека - например, с Гумеровского ущелья. Дак ведь хрен редьки не слаще, там тоже красивое место, и оно было даже в первоначальном нашем плане на поход, и представить, как понесутся оттуда по пыльному грейдеру тяжёлые самосвалы, разбивая дорогу... Короче, спешите видеть, пока не срыта на соду красота! Слева от нас находился самый южный, и самый высокий шихан - Тротау, но дороги туда - грунтовка, да грейдер, и в дождь мы можем там прилипнуть... На севере - Юрактау, но к нему лучше было и подъезжать с севера. Встали на остановке в Ишеево, посмотрели погоду - дождь с обеда, хорошо, идём на Куштау, он - первый на прицеле у содовой компании. Свернули на север, проехали прямо под тремя нитками канатной дороги - не движется, но впечатляет: сложное хозяйство, натяжные и поворотные станции. Не фоткаем, оставили фотканье на обратный путь. На подъёме перед Карасёвкой спускает заднее колесо, притыкаемся к кладбищу, меняем камеру, несёмся дальше. Решаем подняться с востока. Прячем велы в посадках у горнолыжки. Взяли воды и пожрать, пошли в гору. Начался дождь, от травы мы тут же и промокли по пояс. И так и пошло - один дождь за другим, с перерывами минут в 15. Вершина оказалась покрыта лесом, и видно с неё - на северо-восток (Юрактау), и на юг (карьер Шахтау, и далёкий Тротау), а в сторону реки и города видовой точки и нет, вот такой облом.. Успели перекусить, и тут небеса совсем опрокинулись, и мы стояли, нахохлившись, под ливнем с градом. Спустились в полной растерянности: как нам доехать сейчас до вокзала? Загерметезировались максимально, и погнали на всех парах, поглядывая на "грузовые" тучи - и ведь удалось проскочить между ливнями! На въезде в город, у стелы, попались трое городских веллеров: они совершенно офигели от нашего вида, а когда мы сказали, что едем с Инзера - оказалось, что они не знают, где это)) При этом у одного на руле была приделана колонка, из которой играл... "Владимирский централ". Тут уже совершенно офигели мы. Прошли за день 48 км, набор высоты 463 м. Чистое время 3-55, общее время 6-10. Трек на Страве, Куштау, Стерлитамак. Полный трек. Всего пройдено 267 км, набор высоты 4155 м. Фотки на Фликре - мои, и от Жени там же - с мобилки и Самсунга. Приехали на вокзал, за два часа до электрички, с трудом купили билеты - приложение сбоит, а касса - одна, на полянке сварили чаю, упаковали велы. Потом обнаружилось, что поезд прийдёт на вторую платформу, и нужно бегом тащиться через пешеходный мост, мы едва успели. Сели в вагон, который ближе, и тащились потом через трёхвагонный дизель - в результате просохли и согрелись)) Всю дорогу я проговорил с молодым велосипедистом из Уфы - всё за жизнь, два с половиной часа пролетело незаметно. В Уфе Женя остался с вещами на перроне, а я пошёл за билетами и разведать чокаво.. Билеты мне продавали 50 минут - кассир и старшая кассирша не знали, как оформить велосипеды. И это в велосипедном городе Уфе! Женя даже замёрз на перроне. Потом мы пару часов общались с интересным человеком 72-х лет, едущим домой в Воркуту. В поезде почему-то не спалось. Утром сходил на Челябинский вокзал: фонтаны работали едва-едва - брызгались, короче. Грустно, по сравнению с прошлым великолепием.
  3. 6 день, 19 июня. Ташла-Петровское. Ночью было тихо, ночью по горам никто не ездит. Встали в пять. В полшестого пронёсся первый самосвал, следом второй, и так далее, с интервалом в пять минут. Машины - большие, четырёхосные, или тягачи с 40-тонным Тонаром. Через полчаса всё это понеслось обратно, гружённое доверху, и на полном ходу. За каждым - пылевой смерч, от него не увернуться, сойти с дороги некуда. Завтракаем, и наблюдаем через тополя это безумие! Мажем цепи, и выходим на грейдер. За поворотом начинается деревня, грейдер переходит в асфальт, на границе лежат козы. Первый самосвал мы встречаем уже на асфальте - повезло. Но за деревней опять начинается грейдер, тянем в гору, сверху вылетают три самосвала - тройной смерч, нам конец.. Но они сбавляют ход - кланяемся им чуть не до земли. Наверху начинается лёгкий ветерок слева, он отгоняет пыль, и мы катим по левой обочине - "против шерсти". Ловушка, короче: при планировании никак не всплыло, что относительно спокойный и гладкий башкирский грейдер может стать трассой для гонок тяжёлых грузовиков. Пусть это - всего 20 км (от Мендима до Красноусольского), но каких! В промежутках между пыльными кометами находим красивый родник, и недалеко от Красноусольского - скальное обнажение, под ним - красивый информационный стенд. И на этом, и на стендах у Мамбета, и у Шиханов потом - одна эмблема: геопарка Торатау. Чтут люди природу, дышат ею, воспитывают детей, развивают туризм, не стесняются напоминать плакатами истину, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Вот и не мусорят, не ломают беседки и столики на перевалах... Красноусольский мы обошли по краю - слева, т.к. затем нам надо было на юг. Поэтому город мы вблизи не рассмотрели, а увидели сверху - многоэтажки, санатории, цветные крыши.. Любят они яркие цвета, даже в маленьких деревнях - хорошие цветные крыши. На выезде - лесополосы из елей! Мало было заморочиться с выращиванием ровных рядов елей - так они ещё и побелили стволы! Тут мы развязали хобот, и затарились в двух окраинных магазинах фруктами, пирогами и сухарями. Вышли в сеть: на сегодня сильный северный ветер, на завтра - дождь после обеда. Велик соблазн рвануть щас по ветру - осталось меньше 50 км, закончить всё сегодня, посуху. Но понятно, что будут подъёмы, дорога повернёт потом на запад, ветер начнёт мешать, асфальт не вечен, а на грейдере тридцать не удержишь. И нам нужны Шиханы! Ладно, едем спокойно, встанем километрах в двадцати от Стерлитамака, а завтра - на Шиханы. На выезде из города попадается колоритный башкир, он изысканно кланяется нам, кричит за велотуризм, и мы набираем ход по ветру. 35 - держим легко! Ох, и блазнит рвануть! Но мы спокойно ищем, где встать пообедать, ибо нефиг. Через 10 км гонки нас снова приветствует тот же башкир - его подбросили до деревни. Общественный транспорт здесь редок, и все друг друга подвозят без проблем. Асфальт уходит налево, а у нас по треку начинается грейдер. Встаём за деревушкой Игенчеляр, у речушки, среди огромных тополей и ивняка. Мечем пироги с чаем, разглядываем странные тополя без листьев, под это дело Женя отказывается считать трек догмой, Женя хочет обратно на асфальт. Мы катим обратно на перекрёсток, и снова несёмся по асфальту на юг. Через четыре километра, возле Утяково, лафа всё равно кончается, трясёмся по грейдеру. На выезде из села нас провожает баннер, с двух сторон которого Женя разбирает только одно слово - Алга! Вперёд! - кричит Евгений, и мы трясёмся дальше. А было-то написано: "Ни одной минуты не бездельничай, старайся двигаться вперёд. И будет настроение хорошее, в душе покой." А с другой стороны: "Пусть сгинут передряги. Тогда наши дела будут двигаться вперёд." (Мажит Гафури - писатель, поэт начала прошлого века.) Но Женя, в общем, верно перевёл))) Ещё неплохо бы после нравоучений приписывать, когда в этом месте будет нормальная дорога и сотовая связь)) После Красноусольского нам открываются пейзажи, и ехать гораздо веселее. И вокруг Каменска, наверняка, тоже открывалось бы нечто красивое, будь у нас такие холмы, и возможность увидеть картину сверху. В Ишимово начинается асфальт, и мы несёмся, разглядывая сверху долину Зигана, поля подсолнечника, и тени облаков. На перекрёстке не выдерживаем, бросаем велы, и лезем на холм - увидеть ещё больше! Потом ещё с десяток километров тянем в подъём, выбирая уже место для ночёвки. Встали в 20 км от города возле речушки Кияук. Странное местечко: здесь был искусственный водоём, но дамбу размыло, и посреди плотной глины теперь течёт ручей - воду набрать можно, но не искупаешься. К тому же холодно, почти как вчера. Тут мы в первый раз нарушаем запрет: разводим жаркий, но не дымный костёр, набираем в бутыли воды, и прямо у костра устраиваем помывку. С берёз и орешника валятся гусеницы, листья обглоданы - вот такая южная напасть добралась до Урала. Становится ясно, почему тополя на обеде стояли без листьев. Прошли за день 65 км, набор высоты 560 м, чистое время 4-50, общее 8-30. Трек на Страве.
  4. 5 день, 18 июня. Толпарово-Ташла. Из информации на стенде: "По легенде, название скалы связано с именем охотника Мамбета, который пытался залезть на скалы, чтобы добраться до гнезда хищной птицы - скопы." Ага, как в анекдоте: Я всё понял, Марья Ивановна, что такое подлежащее и сказуемое, я только не понял ЗАЧЕМ! Мамбету было нужно гнездо скопы? Он хотел в нём поселиться, или ему нужны были яйца скопы? Во так информация! Только вызывает новые вопросы)) Грейдер через Красноусольский проложен поперёк хребтов, и значит нас ждут "качели", и я настраиваю Женю на то, что под колёсами будет твёрдо, но трудно, что мы упашемся, и выход займёт дня три. Вышли к Толпарово, на берегу много отдыхающих на машинах, с детишками - купаются и рыбачат.. Пока перепаковывались, поговорили с молодым папой двоих живчиков: он на Дастере 4х4 не рискнул ехать вброд, и наверное правильно сделал: по-любому в реке нужны блокировка с понижайкой. Сам он - спец по сотовой связи, и сразу заметил на холме у моста базовую станцию МТС. Вот жеж! Значит мы могли ещё позавчера выйти в эфир через Мотив, но не сообразили поискать операторов с него! Доезжаем до моста, цепляемся Мотивом, отзваниваемся домой и в МЧС, смотрим прогноз - на третий день возможен дождь. На мосту лежат коровы - а где же им ещё лежать? Было бы жарко - лежали бы под мостом. Коровы, овцы, козы - здесь священные животные, ходят где хотят, машины - редко, не трамвай, объедут. Начинается подъём - и это теперь на весь день. Падаем без сил на перегибах, едим землянику на опушках. Мимо проносятся отдыхающие - вечер воскресенья, люди мчатся с Зилима в цивилизацию. Грейдер ещё не просох, влажноват, почти не пылит. Тот, который на Дастере, притормаживает: - Давайте, довезу груз до Ташлы! - Спасибо, но нет! У нас медитация, у нас процесс, мы этого хотели! У моста через р.Токаты находим столик с лавкой, встаём на обед. Налетает туча с дождём, разворачиваем тент - испуганная туча быстро уходит. Снова пилим вверх. Потом вниз, к Мендиму, находим оформленный железом родник, меняем воду, уже можно присматривать ночёвку, но - время есть, и решаем идти до Ташлы. Баннер у дороги - всё на башкирском, раньше такие надписи дублировались на русском, теперь - нет, обойдётесь. Женя переводит - что-то про берёзы, ну наверное)) Потом оказалось: "Счастье, наш единственный род. Родная земля придает силы жить." До печёнок достают проносящиеся мимо авто - грейдер здесь посыпан пылёнкой, уворачиваемся от облаков пыли. Ну ничего, это сейчас отдыхающие едут по домам, а завтра будет рабочий день, и будет поменьше машин... Как же мы ошибались! На спуске к Ташле силы кончаются. Здесь отмечен ещё один родник, и после деревни у меня ещё есть стоянки. Смотрим - есть ручей, с хорошим расходом, да с таким, что сделано углубление для заезда пожарных машин, а выше приделана толстая гофра - для наполнения. Решаем встать за тополями на опушке. Место непримечательное, но вода есть, а сил - нет, надо вставать. По вершинам херачит сильный ветер, температура ощутимо падает. Первый раз за поход не хватило сил и тепла, чтоб помыться - так и легли. Прошли за день 49 км, набор высоты 1091 м, чистое время 5-35, общее время 10-05. Трек на Страве.
  5. 4 день, 17 июня. Мамбет. Вчера ещё подумывалось, что успеем сбегать на Мамбет, вернуться, и стартовать по маршруту, но утром снова моросит дождь, и похоже, ночевать нам здесь же и вторую ночь.. Этот факт провоцирует не собирать лагерь, а так и оставить до вечера, застегнув палатку, как мы сделали на Лемезе в 2020-м. Но мы тогда залезли в такую жопу, что никто там не появился бы, и возвращались мы тогда поздно и под дождём, и было жизненно важно, чтобы лагерь уже стоял. Сейчас же мы в двух бродах от села, сегодня суббота, место популярное, да и вернёмся мы не такие вымотанные. Надо не лениться, собирать всё, и по-новой ставить вечером. К скале Мамбет можно подобраться от Толпарово - по реке, с десятком бродов, или с юга - от турбазы "Культамак", тоже по реке, четыре брода. К Толпарово же, можно подъехать тремя дорогами: от Аисово - про которую у меня теперь есть только нехорошие слова, грейдер от Красноусольского - который назывался в отчётах скучным и пыльным, и дорога от Зигазы - частично грейдер, но больше грунтовая и неведомая. Т.е. Мамбет - это просто: доезжаем на машине по грейдеру до Толпарово, там на каждом заборе - предложения о заброске, и вы на месте! Но это не наш метод! Мы и к Толпарово прошли через клещей и медведей, и к Мамбету - я проложил путь напрямую, срезав петли реки по Йожжу. Стояли мы в устье речушки Малый Толпар - и от него на генштабках была дорога, и на картах ОСМ частично она была - по ней я и планировал пройти, чтоб шимановские тапки не мочить, а для двух бродов прикрутил к рюку сапоги-ЭВА. Женя, как и в 2020-м, надел те же берцы, рассчитывая бродить два раза босиком. Мы спрятали велы и баулы выше по речушке, и стали искать дорогу, соответствующую треку. Потыкались, тропинки кончились, пришлось идти по азимуту. От мокрой травы мы тут же промокли по пояс, покосы закончились, оставалось ломиться в гору по лесу, обходя буреломы. Пришлось орать и стучать палкой-стучалкой, ибо лёжки попадались постоянно, и пахло зверьём. Дальше началась вообще жопа - такие уклоны, что мы еле держались на ногах, потом по дну ручья, бурелом, при этом мы всё время шли по "дороге". За три часа мы преодолели пять километров, выйдя наконец к Зилиму. И, как бы в насмешку, именно здесь было видно в траве 50 метров колеи. А по реке нам пришлось бы пройти девять км, но за два часа. Вот так срезали! При этом мы такие же и мокрые... Ладно, пошли сперва к Кузгенаку, чтобы потом Мамбет оказался по дороге домой. Пошли вброд, в чём были - пофиг уже, а река здесь оказалась глубже - по самые помидоры, но так-то тепло, не мёрзнем. Кузгенак - узкая скала над петлёй Зилима, сверху видно реку в обоих направлениях. Мало того, сама скала разделена надвое, обрываясь, кажется, до реки. В той части, что напротив, орут на множество голосов чьи-то птенцы, как котята мяукают.. Ну, тут и нам пришла пора перекусить, и мы лопаем, офигевая от фантастического вида. Возвращаемся на берег, снизу видно, что скала разрезана вовсе и не до земли, но на краю там стоять реально было страшно. Потопали к Мамбету. По реке идти, понятно, веселее, чем по бурелому. Пару бродов - и поднялись на Мамбет. Река обмелевшая, но виды хороши. Внизу - лагерь для коммерческого сплава: огорожено, стационарные палатки и баня. Вещи туристов везут на "Урале" и "шишиге". Сами "водники" налегке сплавляются на катамаранах. Спустились короткой тропой под скалу, и потопали домой. На другом конце Мамбета разглядели площадку для прыжков, в сети есть видяшки Дорога нескучная, десяток бродов, информационные стенды... По сравнению с 2020-м, это нам уже семечки, за два часа дошли. Попалась ещё коммерция "Хижина шамана" - тоже лагерь, с тросом-тарзанкой над рекой, в общем, нескучно шли. Забрали велики и баулы, снова поставили лагерь. По бродам носятся туда-сюда квадрики, багги, уазики, нивы - коммерция, плюс выходной день. Но мы стоим за кустами - искупались, обсыхаем, удивляемся: мало им грохота, на квадрике стоит автозвук, и он несётся по Зилиму под Иванушки-Интернешнл... По старому прогнозу дальше, дня на три, должно быть сухо и прохладно. Всё же, решаем выходить по грейдеру - дорога на Бакеево пугает, резерва по времени нет, да и грейдер всё равно был когда-то в планах. Прошли за день 24 км, набор высоты 725 м, чистое время 6-20, общее 10-10. Трек на Страве. Весь маршрут.
  6. 3 день, 16 июня. Аисово-Толпарово. Встали в пять, моросит дождь, но нам сегодня нужно либо вперёд, либо назад. Вышли, теперь солнце палит. Грунтовка становится глинистой, у Жени блокируется заднее, полные крылья в походе - это засада. Чем круче - тем каменистей. Колёса вращаются, но в такой уклон гружёный вел уже не вытолкать. Развьючиваемся, начинаем челночить: отдельно - вел и мелочёвка, вторым рейсом - баул на лямках. Дорога с колеями, камнями и глиной, ноги проскальзывают. Похоже, ездят здесь местные только по-сухому. Особой крутизны там метров 400, но на перевал мы вышли вообще никакие. Наверху в траве идёт на юг квадроцикловая дорога, через 200 метров она заканчивается у скального выхода. Хорошо видно на запад, на восток - похуже, между деревьями, но угадываются Ямантау и Кашкатура. Заморосил дождь. Быстро сварили кофе, перекусили, и начали спуск. Уклон - так же крут, ехать невозможно, просто ведём вел на зажатых тормозах, иногда останавливаемся, чтобы их остудить. Толпарово - ниже чем Аисово, поэтому спуск в три раза длиннее подъёма. Появились клещи, сбрасываем и выкручиваем их из себя, за день сбросили несчётно, и выкрутили - по четыре из каждого, прямо пальцами выкручивали, неглубоко впившихся. Даже на спуске снова почему-то подъёмы - и снова такие, что вел не вытолкать. Уже не развьючиваемся, а толкаем вдвоём один вел, метров сто, возвращаемся, и толкаем второй. Спуск постепенно выполаживается, и мы временами едем. Слева, метрах в ста, в зарослях нас сопровождает речушка. На заросшей кустами поляне слышим и видим как кто-то ломится через ивняк к реке, а Женя услышал рык как бы большой собаки. Поздравляю, Женя, похоже, что попался нам мишка: собаки здесь быть не может, и не стала бы собака ломать кусты, а лось не смог бы рычать... И надо покрикивать, позванивать в звонок, и делать ноги! Добрались до Суир-Аисово: огромная поляна, и два дома - один почти целый, видимо используют его при сенокосе. Памятник с датами - 205 лет простояла тут деревня. Начинается дождь и броды, боремся с клещами и кусачими муравьями, ещё один подъём, и на спуске открывается Толпарово. Налево уходит грейдер в Бакеево, вид его под дождём не впечатляет. Открывается Зилим - воды побольше, чем в Инзере. Вышек сотовой связи не видно, Мегафона нет, Теле2 нет, а мы хотели зачекиниться, скинуть треки, и глянуть погоду. Проехали всё село, дождь перестаёт, и мы переходим вброд Зилим. Я челночу в сапогах, а Евгений - так и ведёт гружёный вел, босиком, к тому же. На другом берегу с трудом преодолеваем глинистые обрывы, петляем по лесным дорогам. Много тур.стоянок, остро пахнет огромными елями - рай для туриста. Проходим поворот реки, и ещё раз бродим Зилим - к устью притока, вдоль которого у меня нарисована завтрашняя дорога на Мамбет. Тут нас прямо ждёт большая поляна со скошенной травой и пеньками. Мы в темпе ставим палатку, варим супешник, пытаемся сушить постиранное, купаемся. Женя говорит, что его достали лесные дороги, дожди и глина. И на кой фиг нам продолжать это в сторону Бакеево.. Я тоже наелся дождей и клещей. Так-то есть грейдер через Красноусольский... Решили отложить обдумывание на завтра, на свежую голову, так сказать. Засыпаем под пение соловья, третий день уже - птиц здесь много, и поют они непрерывно. Чистый воздух, чистая вода, и пение птиц - это Башкирия!!! Прошли за день 29 км, набор высоты 645 м, ходовое время 5-40, общее 10-10. Трек на Страве.
  7. 2 день, 15 июня. Арышпарово-Аисово. Мы планировали преодолеть хребет Зильмердак, посмотреть наверху там дороги, показанные на карте, в идеале - найти дорогу на Зигазу, спуститься к Толпарово, сходить на скалу Мамбет, двинуться дальше на юг - по дороге на Зигазу, свернуть там к Бакеево и Хайбуллино, затем снова на юг, выйти к Кулгунино, и по старому Белорецкому тракту, через Макаровское и Гумеровское ущелья - выйти к Стерлитамаку, посетив Шиханы. На бумаге всё получалось хорошо и ровно, но вот как с погодой... Связь после Инзера предполагалась только в Толпарово и в Кулгунино. На выезде из Инзера Гисметео психанул, и пообещал нам на 10 дней всё сухо.. А другие провайдеры обещали дожди. Вот и думай, зацепит-не зацепит. Встали после семи - моросит дождь. Сварили завтрак, вдруг он перестанет, но после девяти он полил конкретно, загнав нас в палатку. В час снова проснулись, сварили обед, дождь прекратился, и в четвёртом часу мы вышли на маршрут. Пофоткали Казмаш, мощный деревянный мост, к которому мы вышли в 2019-м... Встали в двух километрах от Аисово, сбросили баулы, и погнали в село на разведку - поискать ночёвку поближе ко хребту. Прокатились по селу, перешли Малый Казмаш, нашли много хороших полян, посмотрели дорогу на хребет - вроде не глина, вернулись в село другой дорогой, пофоткали странный дворец-развалину... И тут Женя захотел молока! И мы спросили пастуха, и он направил нас к избе, где нам продали за сто рублёв полторашку и литр свежего молока. Литровую - мы тут же и засадили, а полторашку оставили на каши и кофе. Развалины - оказались начальной школой, действовавшей с начала прошлого века... А дети сейчас учатся в интернате в Инзере. По поводу дороги в Зигазу: по ней не ездят, заросла, а ездят через Толпарово... на уазиках и "буханках". Эту дорогу мы увидели с окраины Аисово - ну да, не езженная, одно направление угадывается. Вернулись, взяли баулы, снова проехали всё Аисово, перешли Малый Казмаш, и встали на пригорке возле берёз. Гречка на молоке, с мясом, украсила вечер. Полюбовались закатом, и завалились спать. Получается, что с этим дождём мы уже потеряли сутки. Так-то одни сутки - были в резерве, но теперь резерва нет. Прошли 22 км, набор высоты 400 м, ходовое время 2-40, общее 4-10, трек на Страве.
  8. Башкирия-2023. Инзер-Аисово-Толпарово-Мамбет-Красноусольский-Стерлитамак Идея сходить южнее Инзера витала в воздухе давно - как часть маршрута Стерлитамак - Усть-Катав, но в 2020г мы поняли, что за десять дней его не реализовать, лучше разбить пополам - на север и на юг от Инзера, и сходили тогда по его северной половине: Инзер-Усть-Катав. Маршрут на юг от Инзера был проработан в плане воды и ночёвок, треки прорисованы, но изучение достопримечательностей было оставлен на потом. Основной же нашей целью третий год подряд оставалась Белорецкая узкоколейка. В связи с пожарами, с конца апреля, заповедник с узкоколейкой закрыли для посещения, а для тех, кто не понял - ещё пару раз повторили, что закрыто для всех, во всей же Башкирии действовал особый режим: запрет на разведение открытого огня. Так-то у нас было ещё три железных варианта в запасе, но нам хотелось в заповедник. Погоду обещали неустойчивую, но годную, и мы взяли билеты до Инзера: вдруг откроют заповедник - сразу напишем запрос на прохождение, и выйдем с поезда в Белорецке, не откроют - выйдем в Инзере, и поедем на юг. Прогноз погоды рисовал узкую полосу осадков южнее Инзера, которая смещалась далее на юг - как раз по нашему пути, а на всём остальном Урале стояла засуха. В сроках мы были стеснены, и надеялись как-нибудь пережить три дождливых дня. 0 день,13 июня. Заповедник не открыли - едем до Инзера (открыли 26 июня). Стоянка белорецкого поезда сейчас - пять минут, вместо прежнего часа, поэтому погрузились в темпе, но без проблем. Провожали наши девчата, Дима с Леной, и Андрюша. В вагоне на соседних полках оказались мамы с дочками, едущие на юг - никто не орал, не бухал, и не ворчал на наши баулы. Так хорошо, что хоть не вылазь. Мы провели беседу за велотуризм, и высадились в Инзере. 1 день, 14 июня. Инзер-Арышпарово Прибытие в 13-37. Солнце палит, пассажиры лазают по склонам - собирают землянику. Мы перетащили баулы через поле, к лесу - чтобы укрыться от солнца. Нужно было в темпе собрать велы, съесть все домашние припасы, и доехать в идеале до Аисово, или как можно ближе к нему, чтобы завтра смочь штурмовать Зильмердак. Всё у нас получилось, но за три часа - очень долго и много ели, и в полпятого мы вышли на маршрут. Я прочертил трек по берегу Инзера, но немного помучавшись по грейдеру, мы сместились на асфальт, и оказались в результате на заправке Башнефти, на которой в 19-м году мы первый раз в жизни покупали бензин (для горелки). Поэтому и выезд из посёлка был уже знакомым - через Усмангали. Значительным отличием был лишь уровень воды в Инзере: в 2019-м по реке плыли всякие плавсредства - резиновые лодки, катамараны.. Сейчас же Инзер можно было переехать на веле - воды сантиметров пять, при ширине в три раза меньшей. За мостом свернули на Нукатово, и поехали теперь в обратную от 19го года сторону. Нукатово - всё так же красиво, всё так же доносятся записи башкирских песен. Только берёзки вокруг берёз-старух уже подросли, и скоро скроют своих бабушек. В густой березняк уже затесались и сосёнки, и получится хороший лес. Время поджимает, в речках воды мало.. Решили вставать за Арышпарово: тут хорошая речушка, а 10 км мы и завтра наверстаем. Ушли направо с километр вдоль реки Большой Манаир, и встали на покосе. Доели домашние припасы и упаковку блинчиков, что сунул в рюк прощаясь, Андрюша. Сварили только чаёк из листьев малины. Вставать нужно рано - переходим на режим по солнышку: подъём в пять, отбой в 22. Собрав остатки духа, мы пошли купаться - Семён завещал нам всем купаться каждый день. Без мыла - согласно второму завету Семёна. Первую минуту аццки холодно, а потом отпускает, уже пофиг, а потом приходит тепло. Спали крепко - слава человеку, придумавшему беруши! Прошли 30 км, набор высоты 272 м, ходовое время 2-20, общее 3-00, трек на Страве. Все фотки здесь. Весь маршрут.
  9. Фликр пока работает, где-то в середине этот альбом 15-го года. https://www.flickr.com/photos/ilenko/albums
  10. Актуально, на следующий год, примерно в те же сроки, в середине июня. Ещё одна попытка. С той лишь разницей, что на Большой Шелом я уже поднялся, и хребет Сухих гор прошёл. Так что основное внимание теперь - южной, тирлянской, части маршрута. В итоге, схожено в этом году пешком, как бы на разведку, от Верхнеаршинского - по горам Большой Кумардак, Машак(Медвежья) и Инзерским Зубчаткам
  11. 7 день, 21 июня. Подъём в 6-00. Не замёрз, научился уже укрывать всё тело внутри спальника – он летний, +10 комфорт, зато лёгкий, но в одиночку в палатке, оказалось, холодно. Вчера я успел постирать цепь, отмыть вел, искупаться и постираться – но из-за росы ничего не сохнет, поэтому мне торопиться некуда, варю спокойно кашку, и размагничиваю беседами соседей – как, да где найти им Ильгиза. Наконец они оживают, в темпе собираются, и отчаливают к Шелому. На ветру и солнце высохли не только вещи, но и грейдер, и пылит он теперь нещадно. В 10-30 стартую, и в течении часа качу сквозь облака пыли, потому что каждый лесовоз и легковушка считают своим долгом нестись под сотню, никак не меньше. И так же, в облаке пыли, обгоняет меня, сигналя и улыбаясь, Ильгиз. Надеюсь, парни успели оформить у него пропуск. Катав-Ивановск проезжаю по правому берегу, в расчёте увидеть пруд и город с другого ракурса, но частный сектор с коровами и козами занимает здесь бОльшую часть, и пруд открывается только в одном месте, на подъёме, когда и город уже почти кончился. Автодорога проходит по мосту над прорубленной в скале выемкой с железной дорогой, чуть поодаль стоит с заколоченными окнами старинное здание, далее, на пригорке, возвышаются ещё какие-то «графские развалины» - свидетели былого железнодорожного великолепия. До станции ВязОвая – 32 км, надо поторапливаться, и где-то перекусить бы ещё, значит нужен ручей. Так вот, до самой Юрюзани ручьи под дорогой оказываются пересохшими, а въезжать голодным в город, с его магазинами – это значит стать лёгкой добычей маркетологов. Приходится остановиться перед городом, на своротке к аэродрому, и провести ревизию запасов воды – чуть меньше двух литров. Хватит и на суп, и на чай. Варю сразу две порции супа – одну в контейнер, чтобы на станции о еде уже не думать. Пока всё варится, разглядываю «аэродром»: длинная ровная поляна, и аэродромная колбаса на краю – и это всё.. я ожидал большего. Здесь же, с телефона, покупаю билет в полупустой вагон всё того же анапского поезда. Мыть посуду и умываться нечем, свобода и изобилие чистой воды – заканчиваются при возвращении в цивилизацию)). Заднее колесо оказывается спущенным в ноль, приходится менять камеру. Юрюзань поражает своей провинциальностью. Справа видны высотки Трёхгорного, а здесь.. разочарование, как от аэродрома. Специально проехал через город, спустился к плотине, и вот здесь делали холодильники для всего Союза! Интересно, наш Каменск так же печально выглядит со стороны? Купил полторашку минералки, по дороге заехал к реке, помыл посуду и себя, потом опять взмок на подъёме к ВязОвой, потом спуск, поворот к вокзалу.. А можно было тут прокатиться направо, к реке, там должен быть неплохой вид. На вокзале – опять же, полно охраны, скучают, услышав требование кассирши разобрать велосипед – предлагают болгарку, и свои услуги)). Красивое старинное здание, но кофе-автомата и вай-фая нету. Нет, такой вокзал нам не нужен)) Выкатываю на перрон, на солнышко, на лавочку, разбираю вел. Охраннику скучно – приходит, смотрит, спрашивает. Всё показываю, рассказываю, про лес, горы, речки.. Ну, и он – про здешнюю жизнь. Работы нет, холодильный завод давно развалился, все мотаются куда-то на заработки. И вот, сидят здоровые мужики на вокзалах страны, и досматривают твои карманы. И когда пришёл мой поезд, охранник помог мне погрузиться, лучшая охрана - на станции ВязОвая!)) Наутро в Каменске меня встретил Евгений, поезд пришёл на вторую платформу, первые два пути были заняты. И все шли через пешеходный мост, и пришлось бы мне челночить, а с Женей мы взяли, и перенесли всё за один раз. Собрали вел – и вот он, дом. За последний день пройдено 49 км, набор высоты - 323 м, ходовое время – 3,5 часа Выводы: - участки Кропачёво-Бедярыш, и Нильский-Верх-Катавка – хороши для покатушек, а для туризма негодные. Но мне они были интересны, и хотелось упахаться, и если б я не прошёл их – всё хотелось бы, зато теперь не хочется)) - На авантюрную часть плана не хватило сил – ни физических, ни моральных, но этот вариант также входил в план, так что.. теоретические предположения обросли конкретикой, на будущее. - Узкоколейку пройти хотелось бы, но нужна группа, хотя бы вдвоём, а лучше втроём. Чем больше – тем вернее пропустят. - Больше всего хотелось побыть, полазить, поночевать там одному.. Целую неделю слушать ветер, птиц, ручьи, костёр. Пару раз пытался включить на телефоне песни Олега Медведева – нет, не то, не хочу, хочу птиц. Так что всё прошло правильно и хорошо. Альбом фоток на Фликре
  12. 6 день, 20 июня. Подъём в 6-00. Нужно шевелиться, после обеда обещан дождь. Мне главное – до дождя спуститься с Шелома, а внизу я уж как-нибудь проеду, и желательно выехать к вечеру за Верх-Катавку. Стартую в 8-00, сперва на велосипеде - 3 километра, до бывшей станции Двойниши. На картах обозначен памятник, но на самом деле – это лишь три стены от станционного здания. Недалеко – три баннера с информацией о животном мире заповедника. До этой поляны на пригорке и забрасываются на «Уралах» группы туристов. Удаётся проехать ещё с полкилометра, до начала подъёма, дальше – пешком. Квадроцикловая дорога сменяется тропой, деревья редеют, тучи пролетают, чувствуется, что ветер там – мама не горюй! На широченном плато ветер радостно набрасывается на меня, но я залегаю за ёлкой, чтобы одеться и утяжелить себя порцией супа, иначе просто утащит. Тропа маркирована, на плато – вешками, до предвершинного курумника. На куруме нужно иногда оглядываться, чтобы картину вниз запоминать, а при отсутствии видимости могут быть проблемы с выходом на тропу, поищи-ка в тумане эти вешки. Курумник – средней величины, неподвижен, идти комфортно, даже при сильном ветре. Вершинное плато украшено двумя горками курума, открывается вид на окрестные хребты: цепочкой уходят вдаль Шеломы, виден Форфос, Копёшка, Кашкатура, Ямантау, Большой Кумардак, долина двух Катавов. Обошёл по кругу всё плато – интернета нет, только голосовая связь - Катав-Ивановск виден, но расплывается в дымке, слишком далеко. Вершина Большого Шелома - 1427 метра На спуске всё же качнуло ветром, и приложило спиной к каменюке, отделался ссадиной. Уже в лесу навстречу попалась группа – т.е. вчера была группа, из Уфы, её привёз Ильгиз, и эти – тоже из Уфы, привезли два брата, из Катав-Ивановска. Пока я на КП пил кофеёк и перепаковывался – послушал рассказы всех троих: Григория и шофёров. про собак в лесу – знают они хозяина тех собак, они так бегают свободно, потому что треккер есть на ошейнике, хоть я и не заметил, про ночной холод – Григорий подтвердил, что в позапрошлую ночь температура упала до нуля, значит не показалось мне. про самолёт – это вряд ли, не летают они здесь низко, нет рядом аэродромов про узкоколейку – что разобрали её в 1972-м, осенью приехали солдаты, и всё демонтировали, кроме участка Белорецк-Вернеаршинский, тот сняли позже. про ямы – этот участок, от Верх-Катавки до развилки, до границы заповедника разбили лесовозами в 90-е, остальная дорога – нормальная. А ямы они сами пытаются бутить камнями. про туристов по узкоколейке – ездят, но редко. В одиночку раньше пускали, но сейчас – не пустят, не хотят отвечать, случись что.. медведи, или заблудится турист, ищи его.. про работу – в Верх-Катавке её нет, молодёжь не держит живность, не растит огород, и не женится, тыкает интернет, в деревню проведена оптика – вот и вся жизнь. Школа, 9-летка, наверное закроется в этом году – нет учеников. про сотовую связь – невысокую вышку МТС прикрутили к водокачке, радиус – 500 м, дом Ильгиза покрывает, и если он дома – с ним можно связаться. (Напомню, что в Бедярыше, Мулдакаево, Лемезе – сотовой связи нет в принципе, и в Верх-Катавке значит почти нет, т.е. не то, что десятки - сотни км без связи). про стоянки, мне, для ночёвки – есть в Верх-Катавке на пруду, есть и дальше – на лужайках к реке. И вообще, зачем мне ехать по этим ямам – проще дождаться группу с Шелома, Урал полупустой, они меня провезут до села.. Предложение заманчивое, но как-то не спортивно всё это. Но парни развивают мысль, что довезут меня и до Катав-Ивановска, и там поселят где-нибудь на ночь. - Э, нет, это уж слишком! Я от этого всего как раз и уехал. Нет уж, я спокойненько проеду эти ямы, дождя ведь не случилось. Тепло прощаемся, догоняйте меня, ребята! Действительно, без спешки и ямы эти обносятся проще. Перед селом свернул направо – посмотреть пруд: дамба, слив, народу много. Вернулся, поехал по пыльному грейдеру к Катав-Ивановску, и километра через четыре нашёл большую поляну на берегу, со столом и лавками. Пока располагался, рядом встала машина - отец с двумя сыновьями, с Уфы, хотят завтра оставить машину, и сходить пешком на Шелом. Все трое - крепкие и поджарые, легко дойдут. Так мы с ними и провели хороший дружеский вечер. Они потом залезли в свою тёплую трёшку, а мне пришлось максимально утепляться – холодильник, по прогнозу. За день на веле - 27 км, и пешком - 10. Набор высоты – 934 м, ходовое время - 6 часов.
  13. 5 день, 19 июня. Подъём в 4-40. Спалось плохо, очень холодно. Посреди ночи проснулся от шума низко летящего самолёта, даже палатка фарами осветилась - просвистело, будто пассажирский лайнер. А может, показалось? И спросить-то не у кого.. Утро проходит под свист медведя... Я хотел пройти к Верх-Катавке по хребту – по дороге, которую советовали нам, два года назад, местные сборщики кислицы. Якобы оттуда видно всё: Шеломы, Нары, и нам не надо лезть на Каменный Форфос, но мы тогда залезли, а в Верх-Катавку не поехали вообще. Хребет там – под тысячу, а с обеда обещана низкая облачность. Т.е. надо поторапливаться, чтобы избежать ёжиков в тумане, а потом дорога уже понизу будет – уже пофигу на тучи. Дальше было повторение первого дня – подъём слишком крут и каменист, чтобы с грузом ехать, большую часть пришлось идти. На каком-то повороте открылся Катав-Ивановск – отзвонился домой, но интернета нет. Далее – плоскач с лужами, начался мелкий дождь. Дорога так и шла по лесу, ни разу не открылось на восток, наверное нужно было выходить на соседние вершины, на Сухую 954 метра, там вроде курумник, по спутнику. Как-то я не ожидал такой подлянки: столько трудов – а красивого вида нету. Только замёрз там, наверху, и ещё больше – на спуске. Спуск так же крут, и его пришлось топать пешком. В общем, в Верх-Катавку я спустился сердитый и голодный, хотя вид на Зигальгу открылся зачудительный, Тётка за забором сказала, что лесничество на другом конце посёлка, а после поисков оказалось, что прямо напротив неё. Инспектор, Ильгиз, в данный момент находился на КП Двойниши, под Большим Шеломом, с группой туристов, и мне оставалось только рвануть к Шелому, надеясь там Ильгиза перехватить, и оформить пропуск. Но я так устал от холода и недосыпа, что с радостью дождался бы его в посёлке, если бы кто-то вышел, и предложил ночлег и баню. Но никто не вышел - пришлось катить по бывшей укоколейке в лес, искать место пообедать. Сразу за мостом меня встретили три огромные лужи, потом поменьше, и через три км нашлась стоянка на высоком берегу Катава – там я и заварил лапшичку, и наскоро перекусил. А дальше – началось: лужа за лужей, и каждую нужно обходить, причём смотришь вдаль – грейдер, луж не видно, проезжаешь 50 метров – слазь-обходи, и это ещё у нас как бы засуха, дождь-то был – позавчерашняя гроза. И они хотят вот эту дорогу зарегить, как веломаршрут! В общем, опять велопешка, а солнышко-то низко. Местами я начал резать лужи по краю, но скоро провалился передним в такую жижу, которая покрыла его полностью – я первый раз такое видел, и заднему колесу досталось. Крутиться всё перестало, а ещё километров пять.. Успокоился, развьючился, промыл из фляжек ротора – крутится, дошёл до ручья – отмыл остальное, набрал обратно фляги. К 17-30 приехал на КП, Ильгиз оформил пропуск за 300рэ, и ночёвку в доме на КП – за 150 рэ, и я был даже рад. Мы протрёкали с инспектором, Григорием, весь вечер, пока я варил на завтра суп. Про заповедник, посёлок, про рыжего кота Василия, про работу, про свист медведя – про всё на свете, настолько я соскучился по человеческому общению, но в 22-00 у меня кончился бензин, и я рухнул на кровать, и наконец-то выспался в тепле. Прошёл-проехал за день 29 км, набор высоты – 530 м, ходовое время – 4,5 часа
  14. 4 день, 18 июня. Подъём в 5-30. Отказ от Кашкатуры "экономит" мне два дня. Если двигаться к Большому Шелому через Нильский кордон (а иначе и не интересно) – то и ночевать нужно на Нильском, а туда пути – полдня, значит у меня есть время до обеда, чтобы просушить одежду и обувь, т.е. устраиваем полуднёвку. Сегодня обещано солнце, завтра пасмурно, послезавтра – дождь после обеда. Холодные ночи будут – завтра, и через ночь.. А я уже сегодня подмёрз. Кофий, каша-с-изюмам варится, костёр горит, боты сохнут, вещи на верёвке болтаются, ветром и солнцем обдуваются – туристическая идиллия. Но пару раз шерсть у меня на загривке встаёт дыбом, причём опасность чувствуется именно со стороны вчерашней дороги, а у меня там как раз джакузи и прачечная… Т.е. живёшь так, и не знаешь, что у тебя есть шерсть, а когда она встанет дыбом – тогда и узнаешь. Приходится громко разговаривать, и стучать посудой. А потом в лесу, чуть слышно, в стороне Весёлой, раздаётся собачий лай. Мне смешно - там бурелом и курумник, до деревни 12 км, там не может быть собаки, это наверное ворона каркает… Но минут через 10, всё по той же дороге, на лагерь вылетают три собаки - две в ошейниках, грязные и мокрые, наступают на меня и лают. Должен быть и охотник, но никого нет. Большой баллончик – в рюкзаке, который сохнет на дереве, через дорогу. Маленький – в бардачке вела, но нужно отступить назад, что тоже плохо, файер – в палатке, тоже не вариант. Приходится показать собакам две палки, и страшно заматериться – это они понимают, оббегают лагерь по лесу, лая и рыча. Периодически налетают тучи, и минут пять идёт дождь, приходится прятать бельё и снова развешивать, а было обещано солнце.. В конце сборов снова полило, и палатка упаковывается мокрой. Надо бы постирать цепь, но впереди три брода, до переклюка. Поэтому как-нибудь доеду под горку, перейду последний брод – там и пообедаю, и постираю, и тапки начну сушить. После старта тучи исчезают – солнечно, ветрено, и прохладно. Дорога осталась твёрдой, не размокла. Удивительно, хорошие дороги, мосты через речушки, хотя и броды рядом не глубоки – и всё это ведёт всего лишь к вырубкам. Чтобы один раз всё вырубить – хватило бы зимника. Либо расчёт был не на одно столетие, на восстановление леса, либо бесплатную рабочую силу было некуда девать, и «врагов народа» заставляли делать качественно и красиво. Обед у последнего брода, стирка-помывка-сушка-смазка, через пару километров показывается деревня Лемеза, начинается добрый, широкий грейдер, можно разогнаться, и, меняя носки, сушить тапки. Где-то в середине пути, наверху очередного холма, стоит кроссовер, в нём три дивчины, одна краше другой – спрашивают дорогу до какой-то базы отдыха. Названий посёлков не знают, ведёт их навигатор, а без интернета он показывает только дорожный граф. По рисунку дорог понимаю, что нужно им в Инзер. Спрашивают, скоро ли дорога станет лучше? Фигасе! Стоят на идеальном грейдере! Дальше, девочки, дороги не будет почти вообще. Как насчёт трёх бродов? Или хреновой грунтовки через Бедярыш? Похоже, дамы привыкли летать в Турцию на «всё включено», а этим летом решили вкусить прелести местного отдыха. Но всё ж землячки, с Еката - объясняю, что нужно возвращаться в Миасс, и ехать через Учалы и Белорецк. Дамы злятся, психуют, разворачиваются, и на скорости 30 катят обратно – берегут свой Хундай от камешков. А я ехал под 40, но обогнать их по щебню не смею. Мимо проносится четырка, скорость под сотню, но эти даже не дёрнулись. Так и приходится тащиться за ними, расплачиваясь за свой сарказм)) Километров через пять начинается асфальт, и хундай уходит вперёд, ну ничего, переночуют в мотеле, завтра доберутся. А я ухожу с асфальта на грейдер, к бывшему Нильскому кордону, и кручу-кручу, солнышко садится. Боже мой, какая красота – этот лесной грейдер, птички поют весь день, еловые запахи сменяются цветочными, и тишина… Меня догоняют два уазика, гружёные досками – едут к коровникам, а два года назад хозяйство было мертво, и действительно, видны коровы, но всё это остаётся позади, и я приезжаю к стоянке - всё, как два года назад. Беседка, родник.. Только нет рядом Евгения. Всё приходится делать одному: варить супешник, ставить палатку, разводить костёр. Ощутимо холодает, и я даже не купаюсь, поскорее ложусь и максимально утепляюсь. Как и два года назад, чувствуется, что это – последняя такая «дикая» ночь. Весь вечер слушаю свист медведя, вообще-то так свистит пёстрый дрозд, но туристские легенды говорят, что медведь. Прям представляю, как сидит он в ста метрах, губы - трубочкой, и приманивает меня)) За полдня пройдено 39 км, набор высоты 710 м, ходовое время - 3,5 часа.
  15. 3 день. 17 июня. Подъём в 4-45.. А солнце всходит в 4-30, в походе некогда валяться. Мне предстояло пройти по хребту до Каменного Форфоса – на нём есть связь, отзвониться домой и в МЧС, и уточнить погоду на следующие дни. По прогнозу, в 14-00 должна была прийти мощная гроза – поэтому я хотел сходить в такой разведочный выход, увидеть сверху завтрашний путь, пройти вершины Глинку, Весёлую, несколько безымянных – все выше 1000 метров. Гроза меня не пугала, и зря, как выяснилось. Хребет подробно описал Олег Чегодаев, вся эта глухомань интересовала меня не меньше Кашкатуры, и она уж точно была досягаема, а Кашкатура – бабка надвое сказала. Обработал подходы к палатке и велу дихлофосом, отлил по периметру, и вышел в 8-00, с обедом и 3,5 литрами воды в рюкзаке. В руках палки, в кармане фальшфейер. Иду-кричу, дую в свисток, смотрю следы: лосиные есть, медвежьих нет. Прошёл вчерашние 2 км, лес поредел, зато началась травища по грудь, дороги уже не видно – только по навигатору, да наощупь. На перевале свернул с дороги, пошёл по азимуту к Глинке. На её вершине есть, что посмотреть: крепости, башни, и всякие каменные фигуры – целый город, но такая травища.. А в ней прячутся стволы бурелома. Я разбил в кровь все голяшки, пока научился ходить в траве. Думаю, футбольные щитки здорово помогли бы. С Глинки наконец-то открылись дали: видно Кашкатуру, Ямантау, Копёшку – такая красота! И такая жарища, а воду приходится экономить. Прошёл по седлу, и по курумникам залез на Весёлую, 1154 м, нашёл там останки триангуляционной вышки, далее вершины 1165, 1138, 1116. Трава, стволы в ней, ивняк, причудливые каменные городки, и чётко видимые понижения слева и справа – можно идти без навигатора. 15 км прошёл за пять часов, вышел только на склон перед Форфосом, а с запада уже подходит гроза. Увидел Катав-Ивановск, попробовал – есть связь, и даже инет, быстро отзвонился, заскринил прогноз, поел – и всё, надо валить обратно, километр до Форфоса не дошёл, но там бы ещё метров 50 сбрасывать, и 200 набирать – всё равно не успеть. Начался дождь, потом ливануло, засверкало, но молнии били метрах в 300 от меня, повезло. Я загерметизировался, но вода лилась на меня с травы и кустов, поначалу было даже приятно - облегчение после жары, и пить хочется меньше, но затем температура стала падать, пополз странный туман, затянуло всё молоком, и я начал выписывать кренделя и круги, потому что смартфон часто не достанешь. При этом в рюкзаке лежал компас, не боящийся дождя, но от усталости голова уже не соображала достать его. Я придумал обратно не идти через Глинку, с её буреломами, а спуститься сразу с Весёлой - к той лесовозке, на которой и стояла моя палатка, и вот, никак не мог начать обход Весёлой и спуск направо – навигатор всё время обнаруживал меня на левом склоне, так меня кружили черти. Я уже замёрз, нужно было срочно спускаться, и я вроде уж сбросил метров сто, предвкушая скорый ужин, но тут внизу открылись такие обрывы, такие провалы, такой курумник – и всё это уходило в туман, который несся ветром мне навстречу, из этих каменных преисподних, как будто там был его источник. И тут до меня дошло, что это действительно не тучи, а просто дождь попал на разогретые за многодневную жару каменные поля, испарился, встретился с холодным задним фронтом грозы – и превратился в туман, и сигнализирует мне, что здесь курумник. Хорошо, что я закачал в Локус и генштабки, и спутниковые снимки Яндекса – стало ясно, где по лесу можно обойти обрывы, и где пересечь каменные реки. Все валуны были покрыты мокрым и скользким мхом, одна палка сломалась, и я полз крайне осторожно – я только что отзвонился, что у меня всё хорошо, и если я щас лягу тут, с открытым переломом – то раньше, чем через неделю меня никто искать и не начнёт, и я просто помру. Курумы кончились – кончился и туман, дальше начались старые вырубки, бурелом, но страх уже прошёл, и я постепенно вышел на дорогу, и к 20-00 прибыл в лагерь. Далее - всё в темпе: чай, лапша б/п с плавленым сырком, костёр, стирка пропотетой одежды, купание в ледяном ручье, прям с головой, и только тогда уже – чистая и сухая одежда и тапки… И уже спокойно принятое решение: на Кашкатуру завтра не идти, ибо просто не в чем, а там, на перевале – всё та же мокрая трава, которая не высохнет. В общем, не в этот раз. Нужно идти или вдвоём, или при более устойчивой, сухой погоде. Домой – так же, пока не едем, хотя и хотелось всё бросить, а едем дальше.. Обсохнем утром, и поедем. Обработал синяки и раны на голенях, съел таблетку нимесулида, и под шум ветра завалился спать. Клещи попадались только утром, во время подъёма по дороге, на хребте их уже не было. И вообще, клещей до конца похода больше не было, ни одного. За день пройдено 27 км, набор высоты - 1643 метра, ходовое время - 9 часов.