Размышляю.
Насколько я понял из гугла, то сабж рассматривается в большей мере как переход на 1х11 (а 2х11 придумали чтоб не травмировать консервативное большинство). И суть подхода такова: "Долой лишний вес, лишний узел с обслуживанием и лишние переключения, а перекос-износ - да хрен с ним, купим новое". Доводы о массе и размышления о потере мощности во время лишних переключений передней передачи звучат убедительно лишь в ключе профессионального спорта. С той же точки зрения логично, что износ так же данную категорию особо не волнует.
А если заходить с нашей стороны, со стороны любительской, досугово-туристическо назначения, то все эти лишние граммы и доли секунд на переключения скрываются за куда более будничными проблемами. В нашем случае (в моем, в частности) приоритеты таковы:
1. Удобство переключения, комфортный выбор передач.
2. Долговечность (и вытекающая из неё цена обслуживания)
Углубляемся, начиная со второго.
Долговечность - штука, в основном зависящая от условий эксплуатации. 10и 11и скоростные цепи по номинальной долговечности я условно приравниваю, поэтому разница между ними в итоге упирается в перекос цепи.
Грубо прикидывая видим, что в схеме 3х10 перекос составляет около двух позиций (считая, что ведущие звезды системы стоят где то напротив 2й, 5й и 8й звезды в касете); в схеме 2х11, насколько я понимаю, нормальным считается перекос на 5 позиций. А то и вообще - использовать на каждой ведущей звезде все варианты звезд касеты (как бы вариативный 1х11: с двумя разными "1") - тогда перекос будет в районе 7.
Ширина шага позиций для 10 и 11 систем различается, но незначительно, пренебрегаю.
Поэтому мне, как человеку, который испытывает угрызения совести даже от езды на передаче 3-6 (у меня схема 3х10) - просто больно смотреть на новый стандарт, ведь ничего революционного там не применено, а то, что вчера было "айайай, ты что!?" - сегодня почему то стало нормой. Да, может быть новые сплавы и технологии обработки и позволили снизить износ на -цать процентов за последние пару лет, но на общем фоне эти цифры теряются в рамках погрешности.
Или я чего то не знаю?
Да, мы привыкли менять цепи как расходники, кому как хватает, у каждого свои схемы "работы", но общий ресурс цепи исчисляется в районе 1000-2000 (не будем обсуждать это грубое округление), а это итак весьма немного. Не могу даже примерно прикинуть насколько меньше прослужит страшно изогнутая 2х11 системой цепь, но ясно одно - меньше. Может меньше на 5%, а может и на 50%. Зато точно могу сказать, что 11 скоростная цепь на 20-30% дороже. Где как, конечно, но что дороже - факт.
Вывод: долговечность меньше, цена - больше, обслуживание дороже.
Теперь удобство.
Лично я под удобством подразумеваю:
а) широкий набор передач на любой вкус
б) широкий диапазон регулирования
в) плавную последовательность передаточных чисел при переключении.
Не последнюю роль играет надежность, точность и четкость работы механизма переключения, но при должном уходе 3х10 меня вполне устраивает, а 2х11 принципиально не отличается, но при этом имеет меньший шаг переключения (и соответственно - более чувствительна к неточной работе переключателя в следствии его износа).
Для оценки удобства по трем упомянутым критериям я составил графики передаточных чисел для двух велов, которые только сабжем и отличаются. (картинку прикрепляю, надеюсь отобразится норм - верните предварительный просмотр! )
а) Набор передач, то есть количество различных рабочих вариантов передаточного числа для обоих случаев примерно равное, если допускать перекос на 5 позиций для 2х11. Если освободиться от ограничений перекоса для 2х11, то вариантов больше, но подбор нужного будет крайне неудобен из за пункта "в" (см. ниже).
б) Диапазон регулирования от 0,62 до 3,27 для 2х11 и от 0,61 до 3,64 для 3х10. То есть видим, что в данном случае верхняя граница играет в пользу 3х10. Иными словами с горки по ветру 3х10 оставит 2х11 с форой. Другой вопрос - часто ли бывает такая горка с ветром - нет, не часто. Справедливо и то, что на такой скорости может уже и крутить не надо.. Но отрицать этот недостаток 2х11 тем не менее не приходится.
в) Плавность последовательности передаточных чисел. Может у этого есть название попроще, но я не в курсе)) Я поясню на примере. Допустим, мы разгоняемся на этих двух велосипедах с самого тяжелого участка в горку в направлении самого скоростного, перебирая все передачи. Для последовательного перебора всех рабочих скоростей нам при переключении ведущей звезды системы нужно будет сбрасывать цепь на кассете. Для 3х10 это легко решается на практике одновременным закидыванием цепи на большую звезду спереди и сбросом на одну позицию сзади, как показано стрелками на рисунке. При этом передаточное число возрастает почти что линейно и без скачка. Для 2х11 переключение передней звезды означает значительный скачек передаточного числа, который надо компенсировать двумя позициями на кассете, а это уже вроде как не совсем и практично. (извиняйте моё пейнт-мастерство)
В общем то, здесь тоже справедливыми будут тычки в сторону моих критериев и их сферичности в вакууме, и что на практике все это имеет вес лишь в редких случаях. Возможно.
Но даже в этом случае мы опять имеем лишь возможность оспорить превосходство консервативной 3х10 над новой 2х11.
Пытаясь найти что либо хорошее в новой 2х11 схеме - я не вижу пока ничего. По крайней мере ощутимо важного для моего типа катания (не спорт). Раскройте мне глаза кто нибудь. Где я не прав или чего не знаю, не учитываю?
Есть ли кроме несущественной разницы в массе какая либо польза?