Егор

Башкирия-2023. Инзер-Аисово-Толпарово-Мамбет-Красноусольский-Стерлитамак

Башкирия-2023. Инзер-Аисово-Толпарово-Мамбет-Красноусольский-Стерлитамак

Идея сходить южнее Инзера витала в воздухе давно - как часть маршрута Стерлитамак - Усть-Катав, но в 2020г мы поняли, что за десять дней его не реализовать, лучше разбить пополам - на север и на юг от Инзера, и сходили тогда по его северной половине: Инзер-Усть-Катав.
Маршрут на юг от Инзера был проработан в плане воды и ночёвок, треки прорисованы, но изучение достопримечательностей было оставлен на потом.
Основной же нашей целью третий год подряд оставалась Белорецкая узкоколейка. В связи с пожарами, с конца апреля, заповедник с узкоколейкой закрыли для посещения, а для тех, кто не понял - ещё пару раз повторили, что закрыто для всех, во всей же Башкирии действовал особый режим: запрет на разведение открытого огня. 
Так-то у нас было ещё три железных варианта в запасе, но нам хотелось в заповедник. Погоду обещали неустойчивую, но годную, и мы взяли билеты до Инзера: вдруг откроют заповедник - сразу напишем запрос на прохождение, и выйдем с поезда в Белорецке, не откроют - выйдем в Инзере, и поедем на юг. Прогноз погоды рисовал узкую полосу осадков южнее Инзера, которая смещалась далее на юг - как раз по нашему пути, а на всём остальном Урале стояла засуха. В сроках мы были стеснены, и надеялись как-нибудь пережить три дождливых дня.

0 день,13 июня.
Заповедник не открыли - едем до Инзера (открыли 26 июня). Стоянка белорецкого поезда сейчас - пять минут, вместо прежнего часа, поэтому погрузились в темпе, но без проблем. Провожали наши девчата, Дима с Леной, и Андрюша.
В вагоне на соседних полках оказались мамы с дочками, едущие на юг - никто не орал, не бухал, и не ворчал на наши баулы. Так хорошо, что хоть не вылазь. Мы провели беседу за велотуризм, и высадились в Инзере.

1 день, 14 июня. Инзер-Арышпарово
Прибытие в 13-37. Солнце палит, пассажиры лазают по склонам - собирают землянику. Мы перетащили баулы через поле, к лесу - чтобы укрыться от солнца. Нужно было в темпе собрать велы, съесть все домашние припасы, и доехать в идеале до Аисово, или как можно ближе к нему, чтобы завтра смочь штурмовать Зильмердак. Всё у нас получилось, но за три часа - очень долго и много ели, и в полпятого мы вышли на маршрут. 


53002022852_d202c5251c_z.jpg 53002618581_500d83c811_z.jpg

 

53002766569_3519edfe4f_z.jpg 53002766644_c3558c8793_z.jpg

 

53002022242_d27fd1e9ed_z.jpg 53002618276_ac38107519_z.jpg 


Я прочертил трек по берегу Инзера, но немного помучавшись по грейдеру, мы сместились на асфальт, и оказались в результате на заправке Башнефти, на которой в 19-м году мы первый раз в жизни покупали бензин (для горелки). Поэтому и выезд из посёлка был уже знакомым - через Усмангали. Значительным отличием был лишь уровень воды в Инзере: в 2019-м по реке плыли всякие плавсредства - резиновые лодки, катамараны.. Сейчас же Инзер можно было переехать на веле - воды сантиметров пять, при ширине в три раза меньшей.
За мостом свернули на Нукатово, и поехали теперь в обратную от 19го года сторону.
Нукатово - всё так же красиво, всё так же доносятся записи башкирских песен. Только берёзки вокруг берёз-старух уже подросли, и скоро скроют своих бабушек. В густой березняк уже затесались и сосёнки, и получится хороший лес.

 

53002022322_a97b09f344_z.jpg 53002020822_2a2b52cb7c_z.jpg

 

Время поджимает, в речках воды мало.. Решили вставать за Арышпарово: тут хорошая речушка, а 10 км мы и завтра наверстаем.
Ушли направо с километр вдоль реки Большой Манаир, и встали на покосе. Доели домашние припасы и упаковку блинчиков, что сунул в рюк прощаясь, Андрюша. Сварили только чаёк из листьев малины.
Вставать нужно рано - переходим на режим по солнышку: подъём в пять, отбой в 22. Собрав остатки духа, мы пошли купаться - Семён завещал нам всем купаться каждый день. Без мыла - согласно второму завету Семёна. Первую минуту аццки холодно, а потом отпускает, уже пофиг, а потом приходит тепло. Спали крепко - слава человеку, придумавшему беруши!
Прошли 30 км, набор высоты 272 м, ходовое время 2-20, общее 3-00, трек на СтравеВсе фотки здесь
Весь маршрут.

 

2023-07-27_23-13-08.jpg

Изменено пользователем Егор
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

2 день, 15 июня. Арышпарово-Аисово.

Мы планировали преодолеть хребет Зильмердак, посмотреть наверху там дороги, показанные на карте, в идеале - найти дорогу на Зигазу, спуститься к Толпарово, сходить на скалу Мамбет, двинуться дальше на юг - по дороге на Зигазу, свернуть там к Бакеево и Хайбуллино, затем снова на юг, выйти к Кулгунино, и по старому Белорецкому тракту, через Макаровское и Гумеровское ущелья - выйти к Стерлитамаку, посетив Шиханы.
На бумаге всё получалось хорошо и ровно, но вот как с погодой... Связь после Инзера предполагалась только в Толпарово и в Кулгунино. На выезде из Инзера Гисметео психанул, и пообещал нам на 10 дней всё сухо.. А другие провайдеры обещали дожди. Вот и думай, зацепит-не зацепит.

 

53002616421_b2c235d34a_c.jpg

 

Встали после семи - моросит дождь. Сварили завтрак, вдруг он перестанет, но после девяти он полил конкретно, загнав нас в палатку. В час снова проснулись, сварили обед, дождь прекратился, и в четвёртом часу мы вышли на маршрут. Пофоткали Казмаш, мощный деревянный мост, к которому мы вышли в 2019-м...
Встали в двух километрах от Аисово, сбросили баулы, и погнали в село на разведку - поискать ночёвку поближе ко хребту.


53002992355_ff1d5ed266_z.jpg 53002762874_634592f9c2_z.jpg

 

Прокатились по селу, перешли Малый Казмаш, нашли много хороших полян, посмотрели дорогу на хребет - вроде не глина, вернулись в село другой дорогой, пофоткали странный дворец-развалину... И тут Женя захотел молока! И мы спросили пастуха, и он направил нас к избе, где нам продали за сто рублёв полторашку и литр свежего молока. Литровую - мы тут же и засадили, а полторашку оставили на каши и кофе. Развалины - оказались начальной школой, действовавшей с начала прошлого века... А дети сейчас учатся в интернате в Инзере.
По поводу дороги в Зигазу: по ней не ездят, заросла, а ездят через Толпарово... на уазиках и "буханках". Эту дорогу мы увидели с окраины Аисово - ну да, не езженная, одно направление угадывается.

53002759994_4d117aa97d_z.jpg 53002990885_1f6daba6c9_z.jpg

 

53003086843_2bed524d51_z.jpg 53002989610_1d25249b9e_z.jpg

 

Вернулись, взяли баулы, снова проехали всё Аисово, перешли Малый Казмаш, и встали на пригорке возле берёз. Гречка на молоке, с мясом, украсила вечер. Полюбовались закатом, и завалились спать.

 

53003086893_5ea8fa99ac_z.jpg 53002004577_e2df90bd18_z.jpg

 

Получается, что с этим дождём мы уже потеряли сутки. Так-то одни сутки - были в резерве, но теперь резерва нет.
Прошли 22 км, набор высоты 400 м, ходовое время 2-40, общее 4-10, трек на Страве.

Изменено пользователем Егор
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

3 день, 16 июня. Аисово-Толпарово.

 

Встали в пять, моросит дождь, но нам сегодня нужно либо вперёд, либо назад. Вышли, теперь солнце палит. Грунтовка становится глинистой, у Жени блокируется заднее, полные крылья в походе - это засада.
Чем круче - тем каменистей. Колёса вращаются, но в такой уклон гружёный вел уже не вытолкать. Развьючиваемся, начинаем челночить: отдельно - вел и мелочёвка, вторым рейсом - баул на лямках. Дорога с колеями, камнями и глиной, ноги проскальзывают. Похоже, ездят здесь местные только по-сухому. Особой крутизны там метров 400, но на перевал мы вышли вообще никакие.
Наверху в траве идёт на юг квадроцикловая дорога, через 200 метров она заканчивается у скального выхода. Хорошо видно на запад, на восток - похуже, между деревьями, но угадываются Ямантау и Кашкатура.

53002610701_ea36fb5789_z.jpg 53002013102_31b2eceed9_z.jpg
 

53003082913_bcbbe564be_c.jpg

 

Заморосил дождь. Быстро сварили кофе, перекусили, и начали спуск.  Уклон - так же крут, ехать невозможно, просто ведём вел на зажатых тормозах, иногда останавливаемся, чтобы их остудить. Толпарово - ниже чем Аисово, поэтому спуск в три раза длиннее подъёма. Появились клещи, сбрасываем и выкручиваем их из себя, за день сбросили несчётно, и выкрутили - по четыре из каждого, прямо пальцами выкручивали, неглубоко впившихся.
Даже на спуске снова почему-то подъёмы - и снова такие, что вел не вытолкать. Уже не развьючиваемся, а толкаем вдвоём один вел, метров сто, возвращаемся, и толкаем второй. Спуск постепенно выполаживается, и мы временами едем. Слева, метрах в ста, в зарослях нас сопровождает речушка. На заросшей кустами поляне слышим и видим как кто-то ломится через ивняк к реке, а Женя услышал рык как бы большой собаки. Поздравляю, Женя, похоже, что попался нам мишка: собаки здесь быть не может, и не стала бы собака ломать кусты, а лось не смог бы рычать... И надо покрикивать, позванивать в звонок, и делать ноги!

 

53002608956_cf952df9a1_z.jpg 53002756289_c329da68ca_z.jpg

Добрались до Суир-Аисово: огромная поляна, и два дома - один почти целый, видимо используют его при сенокосе. Памятник с датами - 205 лет простояла тут деревня.
Начинается дождь и броды, боремся с клещами и кусачими муравьями, ещё один подъём, и на спуске открывается Толпарово.
Налево уходит грейдер в Бакеево, вид его под дождём не впечатляет. Открывается Зилим - воды побольше, чем в Инзере. 
53002752614_55917611c4_z.jpg 53002981495_3d5e6b180a_z.jpg

 

53002602966_a6ecfcc94f_z.jpg 53003076643_f453652938_z.jpg


Вышек сотовой связи не видно, Мегафона нет, Теле2 нет, а мы хотели зачекиниться, скинуть треки, и глянуть погоду. Проехали всё село, дождь перестаёт, и мы переходим вброд Зилим. Я челночу в сапогах, а Евгений - так и ведёт гружёный вел, босиком, к тому же. На другом берегу с трудом преодолеваем глинистые обрывы, петляем по лесным дорогам.  Много тур.стоянок, остро пахнет огромными елями - рай для туриста. Проходим поворот реки, и ещё раз бродим Зилим - к устью притока, вдоль которого у меня нарисована завтрашняя дорога на Мамбет.
Тут нас прямо ждёт большая поляна со скошенной травой и пеньками. Мы в темпе ставим палатку, варим супешник, пытаемся сушить постиранное, купаемся.

53002748749_99a82d38e5_z.jpg

Женя говорит, что его достали лесные дороги, дожди и глина. И на кой фиг нам продолжать это в сторону Бакеево.. Я тоже наелся дождей и клещей. Так-то есть грейдер через Красноусольский... Решили отложить обдумывание на завтра, на свежую голову, так сказать.
Засыпаем под пение соловья, третий день уже - птиц здесь много, и поют они непрерывно. Чистый воздух, чистая вода, и пение птиц - это Башкирия!!!
Прошли за день 29 км, набор высоты 645 м, ходовое время 5-40, общее 10-10. Трек на Страве.

Изменено пользователем Егор
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

4 день, 17 июня. Мамбет.

Вчера ещё подумывалось, что успеем сбегать на Мамбет, вернуться, и стартовать по маршруту, но утром снова моросит дождь, и похоже, ночевать нам здесь же и вторую ночь.. Этот факт провоцирует не собирать лагерь, а так и оставить до вечера, застегнув палатку, как мы сделали на Лемезе в 2020-м. Но мы тогда залезли в такую жопу, что никто там не появился бы, и возвращались мы тогда поздно и под дождём, и было жизненно важно, чтобы лагерь уже стоял. Сейчас же мы в двух бродах от села, сегодня суббота, место популярное, да и вернёмся мы не такие вымотанные. Надо не лениться, собирать всё, и по-новой ставить вечером.
К скале Мамбет можно подобраться от Толпарово - по реке, с десятком бродов, или с юга - от турбазы "Культамак", тоже по реке, четыре брода.
К Толпарово же, можно подъехать тремя дорогами: от Аисово - про которую у меня теперь есть только нехорошие слова, грейдер от Красноусольского - который назывался в отчётах скучным и пыльным, и дорога от Зигазы - частично грейдер, но больше грунтовая и неведомая.
Т.е. Мамбет - это просто: доезжаем на машине по грейдеру до Толпарово, там на каждом заборе - предложения о заброске, и вы на месте! Но это не наш метод! Мы и к Толпарово прошли через клещей и медведей, и к Мамбету - я проложил путь напрямую, срезав петли реки по Йожжу.
Стояли мы в устье речушки Малый Толпар - и от него на генштабках была дорога, и на картах ОСМ частично она была - по ней я и планировал пройти, чтоб шимановские тапки не мочить, а для двух бродов прикрутил к рюку сапоги-ЭВА. Женя, как и в 2020-м, надел те же берцы, рассчитывая бродить два раза босиком.

53008826057_59ab623ce6_z.jpg 53008826082_f792d50316_z.jpg

Мы спрятали велы и баулы выше по речушке, и стали искать дорогу, соответствующую треку. Потыкались, тропинки кончились, пришлось идти по азимуту. От мокрой травы мы тут же промокли по пояс, покосы закончились, оставалось ломиться в гору по лесу, обходя буреломы. Пришлось орать и стучать палкой-стучалкой, ибо лёжки попадались постоянно, и пахло зверьём. Дальше началась вообще жопа - такие уклоны, что мы еле держались на ногах, потом по дну ручья, бурелом, при этом мы всё время шли по "дороге". За три часа мы преодолели пять километров, выйдя наконец к Зилиму. И, как бы в насмешку, именно здесь было видно в траве 50 метров колеи.
А по реке нам пришлось бы пройти девять км, но за два часа. Вот так срезали! При этом мы такие же и мокрые...

53009801420_26caf4a17e_z.jpg 53009417316_b52539acba_z.jpg

Ладно, пошли сперва к Кузгенаку, чтобы потом Мамбет оказался по дороге домой. Пошли вброд, в чём были - пофиг уже, а река здесь оказалась глубже - по самые помидоры, но так-то тепло, не мёрзнем.
Кузгенак - узкая скала над петлёй Зилима, сверху видно реку в обоих направлениях. Мало того, сама скала разделена надвое, обрываясь, кажется, до реки. В той части, что напротив, орут на множество голосов чьи-то птенцы, как котята мяукают.. Ну, тут и нам пришла пора перекусить, и мы лопаем, офигевая от фантастического вида.
Возвращаемся на берег, снизу видно, что скала разрезана вовсе и не до земли, но на краю там стоять реально было страшно. Потопали к Мамбету. По реке идти, понятно, веселее, чем по бурелому.

53009895028_c9421d6a50_z.jpg 53009800085_921ced5b7d_z.jpg


Пару бродов - и поднялись на Мамбет. Река обмелевшая, но виды хороши. Внизу - лагерь для коммерческого сплава: огорожено, стационарные палатки и баня. Вещи туристов везут на "Урале" и "шишиге". Сами "водники" налегке сплавляются на катамаранах. 

53009799735_55202ab79a_z.jpg 53009894198_a021afba59_z.jpg

53009437762_6b52ec437e_z.jpg 53010027986_87d96f5631_z.jpg

 

Спустились короткой тропой под скалу, и потопали домой. На другом конце Мамбета разглядели площадку для прыжков, в сети есть видяшки 


Дорога нескучная, десяток бродов, информационные стенды... По сравнению с 2020-м, это нам уже семечки, за два часа дошли. Попалась ещё коммерция "Хижина шамана" - тоже лагерь, с тросом-тарзанкой над рекой, в общем, нескучно шли.
Забрали велики и баулы, снова поставили лагерь.
По бродам носятся туда-сюда квадрики, багги, уазики, нивы - коммерция, плюс выходной день. Но мы стоим за кустами - искупались, обсыхаем, удивляемся: мало им грохота, на квадрике стоит автозвук, и он несётся по Зилиму под Иванушки-Интернешнл...
По старому прогнозу дальше, дня на три, должно быть сухо и прохладно. Всё же, решаем выходить по грейдеру - дорога на Бакеево пугает, резерва по времени нет, да и грейдер всё равно был когда-то в планах.
Прошли за день 24 км, набор высоты 725 м, чистое время 6-20, общее 10-10. Трек на Страве. Весь маршрут.

Изменено пользователем Егор
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

5 день, 18 июня. Толпарово-Ташла.

 

Из информации на стенде: "По легенде, название скалы связано с именем охотника Мамбета, который пытался залезть на скалы, чтобы добраться до гнезда хищной птицы - скопы."
Ага, как в анекдоте: Я всё понял, Марья Ивановна, что такое подлежащее и сказуемое, я только не понял ЗАЧЕМ! Мамбету было нужно гнездо скопы?:crazy: Он хотел в нём поселиться, или ему нужны были яйца скопы?
Во так информация! Только вызывает новые вопросы))
Грейдер через Красноусольский проложен поперёк хребтов, и значит нас ждут "качели", и я настраиваю Женю на то, что под колёсами будет твёрдо, но трудно, что мы упашемся, и выход займёт дня три.
Вышли к Толпарово, на берегу много отдыхающих на машинах, с детишками - купаются и рыбачат.. Пока перепаковывались, поговорили с молодым папой двоих живчиков: он на Дастере 4х4 не рискнул ехать вброд, и наверное правильно сделал: по-любому в реке нужны блокировка с понижайкой. Сам он - спец по сотовой связи, и сразу заметил на холме у моста базовую станцию МТС. Вот жеж! Значит мы могли ещё позавчера выйти в эфир через Мотив, но не сообразили поискать операторов с него!
Доезжаем до моста, цепляемся Мотивом, отзваниваемся домой и в МЧС, смотрим прогноз - на третий день возможен дождь.


53012645463_1541a27c03_z.jpg 53012546975_8dbba708dc_z.jpg

53011579702_6837651d5d_z.jpg 53012546990_823b93e2ae_z.jpg


На мосту лежат коровы - а где же им ещё лежать? Было бы жарко - лежали бы под мостом. Коровы, овцы, козы - здесь священные животные, ходят где хотят, машины - редко, не трамвай, объедут.
Начинается подъём - и это теперь на весь день. Падаем без сил на перегибах, едим землянику на опушках. Мимо проносятся отдыхающие - вечер воскресенья, люди мчатся с Зилима в цивилизацию. Грейдер ещё не просох, влажноват, почти не пылит. Тот, который на Дастере, притормаживает:
- Давайте, довезу груз до Ташлы!
- Спасибо, но нет! У нас медитация, у нас процесс, мы этого хотели!

53012546860_0eda4d76f3_z.jpg 53012168076_d8e6e215b2_z.jpg
 

У моста через р.Токаты находим столик с лавкой, встаём на обед. Налетает туча с дождём, разворачиваем тент - испуганная туча быстро уходит.
Снова пилим вверх. Потом вниз, к Мендиму, находим оформленный железом родник, меняем воду, уже можно присматривать ночёвку, но - время есть, и решаем идти до Ташлы.

 

53012331104_b5733b0d97_z.jpg 53012168006_20091b4df3_z.jpg

 

53011579487_45e8595473_z.jpg 53012645188_fea65e291f_z.jpg

 

Баннер у дороги - всё на башкирском, раньше такие надписи дублировались на русском, теперь - нет, обойдётесь. Женя переводит - что-то про берёзы, ну наверное))
Потом оказалось: "Счастье, наш единственный род. Родная земля придает силы жить."

 

До печёнок достают проносящиеся мимо авто - грейдер здесь посыпан пылёнкой, уворачиваемся от облаков пыли. Ну ничего, это сейчас отдыхающие едут по домам, а завтра будет рабочий день, и будет поменьше машин...
Как же мы ошибались!

На спуске к Ташле силы кончаются. Здесь отмечен ещё один родник, и после деревни у меня ещё есть стоянки. Смотрим - есть ручей, с хорошим расходом, да с таким, что сделано углубление для заезда пожарных машин, а выше приделана толстая гофра - для наполнения. Решаем встать за тополями на опушке. Место непримечательное, но вода есть, а сил - нет, надо вставать.

По вершинам херачит сильный ветер, температура ощутимо падает. Первый раз за поход не хватило сил и тепла, чтоб помыться - так и легли.
Прошли за день 49 км, набор высоты 1091 м, чистое время 5-35, общее время 10-05. Трек на Страве.

Изменено пользователем Егор
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

6 день, 19 июня. Ташла-Петровское.

Ночью было тихо, ночью по горам никто не ездит. Встали в пять. В полшестого пронёсся первый самосвал, следом второй, и так далее, с интервалом в пять минут. Машины - большие, четырёхосные, или тягачи с 40-тонным Тонаром. Через полчаса всё это понеслось обратно, гружённое доверху, и на полном ходу. За каждым - пылевой смерч, от него не увернуться, сойти с дороги некуда. Завтракаем, и наблюдаем через тополя это безумие!
Мажем цепи, и выходим на грейдер. За поворотом начинается деревня, грейдер переходит в асфальт, на границе лежат козы. Первый самосвал мы встречаем уже на асфальте - повезло. Но за деревней опять начинается грейдер, тянем в гору, сверху вылетают три самосвала - тройной смерч, нам конец.. Но они сбавляют ход - кланяемся им чуть не до земли. Наверху начинается лёгкий ветерок слева, он отгоняет пыль, и мы катим по левой обочине - "против шерсти".

Ловушка, короче: при планировании никак не всплыло, что относительно спокойный и гладкий башкирский грейдер может стать трассой для гонок тяжёлых грузовиков. Пусть это - всего 20 км (от Мендима до Красноусольского), но каких!

53011579467_a13acf8ebc_z.jpg 53011579492_d961882222_z.jpg


В промежутках между пыльными кометами находим красивый родник, и недалеко от Красноусольского - скальное обнажение, под ним - красивый информационный стенд. И на этом, и на стендах у Мамбета, и у Шиханов потом - одна эмблема: геопарка Торатау. Чтут люди природу, дышат ею, воспитывают детей, развивают туризм, не стесняются напоминать плакатами истину, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Вот и не мусорят, не ломают беседки и столики на перевалах...
Красноусольский мы обошли по краю - слева, т.к. затем нам надо было на юг. Поэтому город мы вблизи не рассмотрели, а увидели сверху - многоэтажки, санатории, цветные крыши.. Любят они яркие цвета, даже в маленьких деревнях - хорошие цветные крыши. На выезде - лесополосы из елей! Мало было заморочиться с выращиванием ровных рядов елей - так они ещё и побелили стволы!

 

53012546565_e2a2bca266_z.jpg 53012330849_19ca3b3ddb_z.jpg
 

Тут мы развязали хобот, и затарились в двух окраинных магазинах фруктами, пирогами и сухарями. Вышли в сеть: на сегодня сильный северный ветер, на завтра - дождь после обеда. Велик соблазн рвануть щас по ветру - осталось меньше 50 км, закончить всё сегодня, посуху. Но понятно, что будут подъёмы, дорога повернёт потом на запад, ветер начнёт мешать, асфальт не вечен, а на грейдере тридцать не удержишь. И нам нужны Шиханы!
Ладно, едем спокойно, встанем километрах в двадцати от Стерлитамака, а завтра - на Шиханы.
На выезде из города попадается колоритный башкир, он изысканно кланяется нам, кричит за велотуризм, и мы набираем ход по ветру. 35 - держим легко! Ох, и блазнит рвануть! Но мы спокойно ищем, где встать пообедать, ибо нефиг. Через 10 км гонки нас снова приветствует тот же башкир - его подбросили до деревни. Общественный транспорт здесь редок, и все друг друга подвозят без проблем.
 

Асфальт уходит налево, а у нас по треку начинается грейдер. Встаём за деревушкой Игенчеляр, у речушки, среди огромных тополей и ивняка. Мечем пироги с чаем, разглядываем странные тополя без листьев, под это дело Женя отказывается считать трек догмой, Женя хочет обратно на асфальт. Мы катим обратно на перекрёсток, и снова несёмся по асфальту на юг.
Через четыре километра, возле Утяково, лафа всё равно кончается, трясёмся по грейдеру. На выезде из села нас провожает баннер, с двух сторон которого Женя разбирает только одно слово - Алга! Вперёд! - кричит Евгений, и мы трясёмся дальше.
А было-то написано:  "Ни одной минуты не бездельничай, старайся двигаться вперёд. И будет настроение хорошее, в душе покой."
А с другой стороны:  "Пусть сгинут передряги. Тогда наши дела будут двигаться вперёд." (Мажит Гафури - писатель, поэт начала прошлого века.) Но Женя, в общем, верно перевёл)))

 

53012330824_9a6673585d_z.jpg

Ещё неплохо бы после нравоучений приписывать, когда в этом месте будет нормальная дорога и сотовая связь))

После Красноусольского нам открываются пейзажи, и ехать гораздо веселее. И вокруг Каменска, наверняка, тоже открывалось бы нечто красивое, будь у нас такие холмы, и возможность увидеть картину сверху.
В Ишимово начинается асфальт, и мы несёмся, разглядывая сверху долину Зигана, поля подсолнечника, и тени облаков. На перекрёстке не выдерживаем, бросаем велы, и лезем на холм - увидеть ещё больше!


53011579297_fd02d1ee58_z.jpg 53012546460_c100a7870f_z.jpg

53012167726_7d6633603e_z.jpg 53011579257_62d1c02b6e_z.jpg


53011579137_fac13cf564_z.jpg


Потом ещё с десяток километров тянем в подъём, выбирая уже место для ночёвки. Встали в 20 км от города возле речушки Кияук. Странное местечко: здесь был искусственный водоём, но дамбу размыло, и посреди плотной глины теперь течёт ручей - воду набрать можно, но не искупаешься. К тому же холодно, почти как вчера. Тут мы в первый раз нарушаем запрет: разводим жаркий, но не дымный костёр, набираем в бутыли воды, и прямо у костра устраиваем помывку.
С берёз и орешника валятся гусеницы, листья обглоданы - вот такая южная напасть добралась до Урала. Становится ясно, почему тополя на обеде стояли без листьев.
Прошли за день 65 км, набор высоты 560 м, чистое время 4-50, общее 8-30. Трек на Страве.

Изменено пользователем Егор
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

7 день, 20 июня. Стерлитамакские шиханы.

 

Встали в пять. Варим кофе, вдруг горелка вспыхивает жёлтым огнём, и почти коптит.. Судя по звуку, засорилась форсунка. Разобрать горелку не удаётся, варим кашу на малом газу, до дому дотянем.
Выдвигаемся к шиханам. Первое наше знакомство с ними состоялось в 2013-м, когда мы возвращались из майского похода Кувандык-Куперля-Мелеуз. Мы переночевали тогда на вокзале в Мелеузе, рано утром загрузились в трёхвагонный дизель, и ехали до Уфы. И вот, подъезжая к Стерлитамаку, справа по курсу, посреди равнины, мы видим одиночные высокие светлые холмы, потом вагонетки перемещаются на тросах, потом ещё холм, и всё это - в пыльном, освещённом низким рассветным солнцем, окне. Т.е. ты сидишь такой, дремлешь после ночи на вокзале, все горы и трудности закончились вчера в обед - и вдруг горы приходят к тебе, а ты не готов...

 

Пришлось тогда погуглить.. Оказалось, что это - древние коралловые рифы, находившиеся на дне Уральского моря 250 миллионов лет назад. Их сейчас - три штуки, а было - четыре: шихан Куштау "скушал" содовый комбинат. Если вы найдёте на кухне пачку соды - то прочитаете: Стерлитамак, комбинат "Сода". Вот - это у вас частица горы Куштау, за 70 лет превратившейся в затопленный карьер. Ракушечник вагонетками, над рекой Белой, над полями и кустами, за 5 км доставляют в город на комбинат.

В 2020-м году содовая компания взялась за самый большой, и самый близкий к карьеру, шихан - Куштау, его хватило бы лет на сто.. Но шиханы стали символом Башкортостана, они включены в памятники ЮНЕСКО. Была неслабая двухнедельная битва тысяч людей с силовиками - можете всё это погуглить. Содовая компания тогда отступила, но не думаю, что навсегда. В принципе, они готовы даже возить ракушечник издалека - например, с Гумеровского ущелья. Дак ведь хрен редьки не слаще, там тоже красивое место, и оно было даже в первоначальном нашем плане на поход, и представить, как понесутся оттуда по пыльному грейдеру тяжёлые самосвалы, разбивая дорогу...
Короче, спешите видеть, пока не срыта на соду красота!
53056969539_5def05d050_z.jpg 53058632127_f16f89f99a_z.jpg


Слева от нас находился самый южный, и самый высокий шихан - Тротау, но дороги туда - грунтовка, да грейдер, и в дождь мы можем там прилипнуть... На севере - Юрактау, но к нему лучше было и подъезжать с севера.
Встали на остановке в Ишеево, посмотрели погоду - дождь с обеда, хорошо, идём на Куштау, он - первый на прицеле у содовой компании.

Свернули на север, проехали прямо под тремя нитками канатной дороги - не движется, но впечатляет: сложное хозяйство, натяжные и поворотные станции. Не фоткаем, оставили фотканье на обратный путь.
На подъёме перед Карасёвкой спускает заднее колесо, притыкаемся к кладбищу, меняем камеру, несёмся дальше.

53057266483_025ef4d9d9_b.jpg


Решаем подняться с востока. Прячем велы в посадках у горнолыжки. Взяли воды и пожрать, пошли в гору. Начался дождь, от травы мы тут же и промокли по пояс. И так и пошло - один дождь за другим, с перерывами минут в 15. Вершина оказалась покрыта лесом, и видно с неё - на северо-восток (Юрактау), и на юг (карьер Шахтау, и далёкий Тротау), а в сторону реки и города видовой точки и нет, вот такой облом..

53056200807_0dd0d843eb_z.jpg 53056969494_c7bcb81ac7_z.jpg

 

53056969489_b1be30a900_z.jpg 53057167440_773038fe8f_z.jpg

 

 

 53057167450_16ba43ab07_z.jpg

 

Успели перекусить, и тут небеса совсем опрокинулись, и мы стояли, нахохлившись, под ливнем с градом.
Спустились в полной растерянности: как нам доехать сейчас до вокзала? Загерметезировались максимально, и погнали на всех парах, поглядывая на "грузовые" тучи - и ведь удалось проскочить между ливнями!

 

53056200812_9640a02981_z.jpg 53057167360_82cf19865b_z.jpg

 

На въезде в город, у стелы, попались трое городских веллеров: они совершенно офигели от нашего вида, а когда мы сказали, что едем с Инзера - оказалось, что они не знают, где это))
При этом у одного на руле была приделана колонка, из которой играл... "Владимирский централ". Тут уже совершенно офигели мы.
Прошли за день 48 км, набор высоты 463 м. Чистое время 3-55, общее время 6-10. Трек на Страве, Куштау, Стерлитамак.
Полный трек. Всего пройдено 267 км, набор высоты 4155 м.
Фотки на Фликре - мои, и от Жени там же - с мобилки и Самсунга.

Приехали на вокзал, за два часа до электрички, с трудом купили билеты - приложение сбоит, а касса - одна, на полянке сварили чаю, упаковали велы. Потом обнаружилось, что поезд прийдёт на вторую платформу, и нужно бегом тащиться через пешеходный мост, мы едва успели. Сели в вагон, который ближе, и тащились потом через трёхвагонный дизель - в результате просохли и согрелись)) Всю дорогу я проговорил с молодым велосипедистом из Уфы - всё за жизнь, два с половиной часа пролетело незаметно.
В Уфе Женя остался с вещами на перроне, а я пошёл за билетами и разведать чокаво.. Билеты мне продавали 50 минут - кассир и старшая кассирша не знали, как оформить велосипеды. И это в велосипедном городе Уфе! Женя даже замёрз на перроне. Потом мы пару часов общались с интересным человеком 72-х лет, едущим домой в Воркуту.
В поезде почему-то не спалось. Утром сходил на Челябинский вокзал: фонтаны работали едва-едва - брызгались, короче. Грустно, по сравнению с прошлым великолепием.

Изменено пользователем Егор
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Эпилог и выводы.
Поезд пришёл в полдень, и дома уже, моясь в душе, я обнаружил в интересных местах троих больших насосавшихся клещей. Согласно статистике, заражены боррелиозом треть клещей, и если не выдернуть его сразу, то насосавшись он заразит как раз с этой вероятностью. А тут - трое насосавшихся, причём неизвестно с какого дня... В общем, оставалось только ждать реакции организма, и она последовала через 10 дней.
Дальше были две недели в больничке, потому в отчёте и получился перерыв.
Брызгалки у нас были, но мы забывали ими пользоваться, и не шибко осматривались, а мылись очень быстро. Надо пересматривать отношение к здоровью, две недели - это непозволительный в жизни перерыв.

По маршруту: участок Аисово-Толпарово-Красноусольский интересен только со спортивной точки зрения - накрутишься-налазишься досыта, а дорога всё равно ограничена лесом с двух сторон.
Украшением его конечно является Зилим и Мамбет, но Мамбет - он всё же в стороне от дороги. С другой стороны, подобраться к Мамбету - не так много вариантов, если конечно нужен именно Мамбет. Нам же нужен был участок Аисово-Толпарово, а Мамбет явился случайным, но достойным украшением скучных и унылых грунтовок и грейдеров.
Лучше всё же смотреть в сторону Старобелорецкого тракта и района Каги, ну и Белорецкая узкоколейка остаётся в планах.

И вот ещё, отдельные моменты: тихие вечера, пение птиц, Зилим, виды сверху и снизу.

 

Изменено пользователем Егор
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти