Таблица лидеров


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 11.07.2021 в Сообщения

  1. 1 балл
    Сны о Кашкатуре. Первоначальные планы, проехать по Белорецкой узкоколейке - постепенно сменились более авантюрными. Во всём виновата нынешняя морозная зима: когда неделями морозит под 30 - появляется время разглядывать карту... По узкоколейке - каждый сможет: и джиперы её проходят, и мотоциклисты, и велосипедисты, отчёты в Сети есть. Логистика похода становится однозначной, примитивной, и всё упирается в решение администрации заповедника: разрешат ли проход двоим веллерам, или даже одному, с высокой вероятностью, что по причине малочисленности группы как раз не разрешат. А что это тут у нас торчит, западнее узкоколейки? И как к этому можно приехать на велосипеде? А торчит там одна из вершин хребта Нары - Кашкатура, и скальный город рядом с ней.. Едва ли не самое красивое место на Южном Урале, как говорят знающие люди. И наверняка с ними согласны егеря и медведи - ведь всё это внутри заповедника.. И логистика сразу становится многомерной Напарнику не дали отпуск, и всю эту авантюру мне предстояло провернуть в одиночку. Прогноз погоды обещал жару на два с половиной дня, затем, после обеда третьего дня, приходила мощная гроза, погода резко ломалась: чуть ли не до заморозков - ночью, и с низкой облачностью и дождиками - днём, что ставило под угрозу фунциклирование на высоте в тыщу метров, да и видимость в облаке - метров 20. И чёрт бы с ними, с пейзажиками, но ещё ж медведи... Поэтому я решил начать со станции Кропачёво: за два сухих дня пройти грунты, подобраться к границе заповедника - а там посмотрим, стоит ли рисковать. 0 день, 14 июня. Жаркий вечер, Анапский поезд.. До вокзала меня подбросил Грумм, да ещё провожала Аня. В вагоне встретился Паша Брусницин (участник наших «Осенних позитивов») – ехал на соревнования, с велом. Мы потрёкали за велосипедизм, и завалились спать, мне-то вставать нужно рано. 1 день. 15 июня. Обнаружил, что забыл дома пустую 5-литровку. Неравнодушные вагонные попутчики советовали заехать к пещерам в Серпиевке, а на грунтовку к Бедярышу не сворачивать, ибо там можно пройти только с мачете, а ехать по асфальту через Катав-Ивановск. Собрал я на перроне велик, купил 5-литровку воды, умылся ею, заправил фляги, и в 8-20 стартовал к Серпиевке. Задачей на сегодня было достичь реки Лемеза – через Бедярыш и Мулдакаево. Эта дорога была отмечена велосипедной на картах ОСМ – уфимские велосипедисты зарегистрировали целую сеть веломаршрутов по Башкирии и Челябинской области. Предстояло преодолеть 70 км, поэтому времени я зря не тратил, на смотровую площадку над Симом заезжать не стал, а свернул с асфальта направо, на грунтовку. 25 км позади, можно и позавтракать, но я продвинулся ещё на 5 км, по относительно ровной отсыпанной грунтовке . Встал у речки Мигулка, и под кофеёк слопал все домашние вкусности, даже просто, чтобы не тащить их в гору. Так вот, из оставшихся 40 км, примерно 25 – я просто шёл пешком: уклоны таковы, что ехать на гружёном веле невозможно ни вверх, ни вниз. Подъём - крутой и каменистый, плоскач - с лужами, а спуск к Бедярышу – так же крут, но глинистый. Тормоза горят, приходится «тормозить двигателем», т.е. идти ногами. Так что «вело» этот маршрут – только для однодневных покатушек, налегке, от Кропачёво, через Искушту – к Ассам и Инзеру, на другую ветку ж/д. Мне же, в 10-дневной автономке, пришлось толкать гружённого коня. Спасала только настойчивость: время идёт, но и я иду, пусть скорость 3 км/ч, главное – не останавливаться. И фоткать было нечего, даже на хребтах - просто лесная дорога весь день. В Бедярыше люди купались в реке, можно было и искупаться, ещё можно было свернуть налево, на грейдер – к деревне Лемеза, но я опять не терял времени и направления – я пёр к Мулдакаево, посмотреть вот этот участок Бедярыш-Мулдакаево, который прошли наши товарищи в майском походе в 2017 году. После Бедярыша тут и там попадались карьерчики-ямы с лемезитом. Открылись горы, Каменный Форфос - вот та, каменистая вершинка. Грунтовка разбегалась в два-три направления, и я не заметил, где взял правее, и ближе к реке, чем нужно было. Тут я влип в такие градиенты, что вел на обоих зажатых тормозах не держался, а сползал вниз - в общем, натерпелся я, пока вышел к Мулдакаево.. А товарищи шли тут в мае, по колено в снегу. Вот, недаром Люда сказала про этот участок, что матерных слов для него можно не искать – просто Мулдакаево и Бедярыш, и уже всё понятно. Так-то я хотел выйти к Лемезе по грунтовке, выше по течению, но увидев Мулдакаево с пригорка, при закатном уже солнышке - не стал испытывать судьбу, и рванул просто по грейдеру, как короче, и в 19-20 прибыл к мосту через Лемезу. Ехать дальше, искать стоянку – просто не было сил, и я скатился вниз, к реке, на левом берегу. Палатка встала в тупичок для авто, вел – за палатку, костёр мне не пока нужен – то есть лагерь рядом и ниже трассы, но его не видно с проносящихся авто. Сварил я супешник, искупался, и лёг, тщательно осмотревшись от клещей. Так-то они меня атаковали не хило – стряхнул днём с себя штук 20, и выдернул парочку, начавших внедряться. По такой ацкой жаре я весь день – в шортах и майке, реппелентами не брызгался. Прошёл-проехал за день 70 км – и это за 10 ходовых часов! Набор высоты - 1140 метров. Упеткался напрочь. 2 день. 16 июня. Подъём в 5-00. Спалось плохо - болело всё, сводило судорогой ступни, приходилось выбираться из палатки, чтобы потоптаться-поразминать. А просто забыл, что на ночь нужно выпить обезболивающее. Пока варил овсянку с изюмом, обнаружил спущенное заднее колесо. Нашёл "шпиёна" - тонюсенькую проволочку, как хорошо, что вчера она позволила доехать до места. Подрегулировал тормоза.. А на заднем-то неподвижная и не регулируется - закусило всю вот эту большую резьбу. Смял все внутренние, и наружные грани болта - ни туда, ни сюда. Печальненько.. Эффективность уже не та теперь. В 10-15 выехал, вверх по Лемезе, третий год уже по этому грейдеру. По моим прикидкам, меня ждали семь бродов, и я рассчитывал проводить вел, не развьючиваясь, а заодно и не разуваясь - по такой-то жаре ноги намочить только в радость. Дальше всё пошло, как по маслу. Перед деревней, я снова перешёл на левый берег Лемезы, дорога пошла на юг, как бы чуть назад, постепенно поворачивая к хребту Сухих гор. Широкий грейдер сменился хорошими отсыпанными грунтовками, совершенно не разбитыми, и вообще, давно не езженными. Мосты все были разрушены, броды - неглубоки, уклоны - не круты, так что к 16-30 я уже прибыл к подножью Глинки, на высоте примерно 650 метров, где и собирался поставить базовый лагерь. Т.е. получилось всё наоборот: вчера, по официальному ВЕЛОмаршруту - я чуть ли не больше шёл, чем ехал, зато сегодня - я доехал прямо до конца лесовозок, хотя думал, что придётся таскать вел и груз в руках. Заросшая дорога уходила вверх, и запас времени я потратил, попытавшись выйти на перевал. Переоделся, набрызгался, и налегке прошёл ещё километра два - но дорога однообразно вела и дальше вверх, а лимит времени кончился. Зато клещей там было просто немеряно, приходилось часто осматриваться, и стряхивать их. Двоих, опять же, пришлось выдёргивать из себя. Место для лагеря - не сказать, что удачное: склон, дорога, травища, три ручья, поэтому я с трудом нашёл ровный пятачок без травы, у дороги - зато и не у ручья, чтоб галлюцинаций от шума воды не возникало, а по дороге - всё равно никто не ездит. Сегодня я обедал половиной вчерашнего супа, поэтому на ужин снова сварил двойную порцию супешника - в расчёте на завтрашний обед. Приходится тащить полный контейнер, зато обедается очень быстро. Искупался в ледяном ручье, осмотрелся от клещей, съел таблетку нимесулида - и спал, как убитый За день проехал 28 км, и прошёл ещё 4 км - за пять ходовых часов. Набор высоты 1090 метров.
  2. 1 балл
    6 день, 20 июня. Подъём в 6-00. Нужно шевелиться, после обеда обещан дождь. Мне главное – до дождя спуститься с Шелома, а внизу я уж как-нибудь проеду, и желательно выехать к вечеру за Верх-Катавку. Стартую в 8-00, сперва на велосипеде - 3 километра, до бывшей станции Двойниши. На картах обозначен памятник, но на самом деле – это лишь три стены от станционного здания. Недалеко – три баннера с информацией о животном мире заповедника. До этой поляны на пригорке и забрасываются на «Уралах» группы туристов. Удаётся проехать ещё с полкилометра, до начала подъёма, дальше – пешком. Квадроцикловая дорога сменяется тропой, деревья редеют, тучи пролетают, чувствуется, что ветер там – мама не горюй! На широченном плато ветер радостно набрасывается на меня, но я залегаю за ёлкой, чтобы одеться и утяжелить себя порцией супа, иначе просто утащит. Тропа маркирована, на плато – вешками, до предвершинного курумника. На куруме нужно иногда оглядываться, чтобы картину вниз запоминать, а при отсутствии видимости могут быть проблемы с выходом на тропу, поищи-ка в тумане эти вешки. Курумник – средней величины, неподвижен, идти комфортно, даже при сильном ветре. Вершинное плато украшено двумя горками курума, открывается вид на окрестные хребты: цепочкой уходят вдаль Шеломы, виден Форфос, Копёшка, Кашкатура, Ямантау, Большой Кумардак, долина двух Катавов. Обошёл по кругу всё плато – интернета нет, только голосовая связь - Катав-Ивановск виден, но расплывается в дымке, слишком далеко. Вершина Большого Шелома - 1427 метра На спуске всё же качнуло ветром, и приложило спиной к каменюке, отделался ссадиной. Уже в лесу навстречу попалась группа – т.е. вчера была группа, из Уфы, её привёз Ильгиз, и эти – тоже из Уфы, привезли два брата, из Катав-Ивановска. Пока я на КП пил кофеёк и перепаковывался – послушал рассказы всех троих: Григория и шофёров. про собак в лесу – знают они хозяина тех собак, они так бегают свободно, потому что треккер есть на ошейнике, хоть я и не заметил, про ночной холод – Григорий подтвердил, что в позапрошлую ночь температура упала до нуля, значит не показалось мне. про самолёт – это вряд ли, не летают они здесь низко, нет рядом аэродромов про узкоколейку – что разобрали её в 1972-м, осенью приехали солдаты, и всё демонтировали, кроме участка Белорецк-Вернеаршинский, тот сняли позже. про ямы – этот участок, от Верх-Катавки до развилки, до границы заповедника разбили лесовозами в 90-е, остальная дорога – нормальная. А ямы они сами пытаются бутить камнями. про туристов по узкоколейке – ездят, но редко. В одиночку раньше пускали, но сейчас – не пустят, не хотят отвечать, случись что.. медведи, или заблудится турист, ищи его.. про работу – в Верх-Катавке её нет, молодёжь не держит живность, не растит огород, и не женится, тыкает интернет, в деревню проведена оптика – вот и вся жизнь. Школа, 9-летка, наверное закроется в этом году – нет учеников. про сотовую связь – невысокую вышку МТС прикрутили к водокачке, радиус – 500 м, дом Ильгиза покрывает, и если он дома – с ним можно связаться. (Напомню, что в Бедярыше, Мулдакаево, Лемезе – сотовой связи нет в принципе, и в Верх-Катавке значит почти нет, т.е. не то, что десятки - сотни км без связи). про стоянки, мне, для ночёвки – есть в Верх-Катавке на пруду, есть и дальше – на лужайках к реке. И вообще, зачем мне ехать по этим ямам – проще дождаться группу с Шелома, Урал полупустой, они меня провезут до села.. Предложение заманчивое, но как-то не спортивно всё это. Но парни развивают мысль, что довезут меня и до Катав-Ивановска, и там поселят где-нибудь на ночь. - Э, нет, это уж слишком! Я от этого всего как раз и уехал. Нет уж, я спокойненько проеду эти ямы, дождя ведь не случилось. Тепло прощаемся, догоняйте меня, ребята! Действительно, без спешки и ямы эти обносятся проще. Перед селом свернул направо – посмотреть пруд: дамба, слив, народу много. Вернулся, поехал по пыльному грейдеру к Катав-Ивановску, и километра через четыре нашёл большую поляну на берегу, со столом и лавками. Пока располагался, рядом встала машина - отец с двумя сыновьями, с Уфы, хотят завтра оставить машину, и сходить пешком на Шелом. Все трое - крепкие и поджарые, легко дойдут. Так мы с ними и провели хороший дружеский вечер. Они потом залезли в свою тёплую трёшку, а мне пришлось максимально утепляться – холодильник, по прогнозу. За день на веле - 27 км, и пешком - 10. Набор высоты – 934 м, ходовое время - 6 часов.
  3. 1 балл
    5 день, 19 июня. Подъём в 4-40. Спалось плохо, очень холодно. Посреди ночи проснулся от шума низко летящего самолёта, даже палатка фарами осветилась - просвистело, будто пассажирский лайнер. А может, показалось? И спросить-то не у кого.. Утро проходит под свист медведя... Я хотел пройти к Верх-Катавке по хребту – по дороге, которую советовали нам, два года назад, местные сборщики кислицы. Якобы оттуда видно всё: Шеломы, Нары, и нам не надо лезть на Каменный Форфос, но мы тогда залезли, а в Верх-Катавку не поехали вообще. Хребет там – под тысячу, а с обеда обещана низкая облачность. Т.е. надо поторапливаться, чтобы избежать ёжиков в тумане, а потом дорога уже понизу будет – уже пофигу на тучи. Дальше было повторение первого дня – подъём слишком крут и каменист, чтобы с грузом ехать, большую часть пришлось идти. На каком-то повороте открылся Катав-Ивановск – отзвонился домой, но интернета нет. Далее – плоскач с лужами, начался мелкий дождь. Дорога так и шла по лесу, ни разу не открылось на восток, наверное нужно было выходить на соседние вершины, на Сухую 954 метра, там вроде курумник, по спутнику. Как-то я не ожидал такой подлянки: столько трудов – а красивого вида нету. Только замёрз там, наверху, и ещё больше – на спуске. Спуск так же крут, и его пришлось топать пешком. В общем, в Верх-Катавку я спустился сердитый и голодный, хотя вид на Зигальгу открылся зачудительный, Тётка за забором сказала, что лесничество на другом конце посёлка, а после поисков оказалось, что прямо напротив неё. Инспектор, Ильгиз, в данный момент находился на КП Двойниши, под Большим Шеломом, с группой туристов, и мне оставалось только рвануть к Шелому, надеясь там Ильгиза перехватить, и оформить пропуск. Но я так устал от холода и недосыпа, что с радостью дождался бы его в посёлке, если бы кто-то вышел, и предложил ночлег и баню. Но никто не вышел - пришлось катить по бывшей укоколейке в лес, искать место пообедать. Сразу за мостом меня встретили три огромные лужи, потом поменьше, и через три км нашлась стоянка на высоком берегу Катава – там я и заварил лапшичку, и наскоро перекусил. А дальше – началось: лужа за лужей, и каждую нужно обходить, причём смотришь вдаль – грейдер, луж не видно, проезжаешь 50 метров – слазь-обходи, и это ещё у нас как бы засуха, дождь-то был – позавчерашняя гроза. И они хотят вот эту дорогу зарегить, как веломаршрут! В общем, опять велопешка, а солнышко-то низко. Местами я начал резать лужи по краю, но скоро провалился передним в такую жижу, которая покрыла его полностью – я первый раз такое видел, и заднему колесу досталось. Крутиться всё перестало, а ещё километров пять.. Успокоился, развьючился, промыл из фляжек ротора – крутится, дошёл до ручья – отмыл остальное, набрал обратно фляги. К 17-30 приехал на КП, Ильгиз оформил пропуск за 300рэ, и ночёвку в доме на КП – за 150 рэ, и я был даже рад. Мы протрёкали с инспектором, Григорием, весь вечер, пока я варил на завтра суп. Про заповедник, посёлок, про рыжего кота Василия, про работу, про свист медведя – про всё на свете, настолько я соскучился по человеческому общению, но в 22-00 у меня кончился бензин, и я рухнул на кровать, и наконец-то выспался в тепле. Прошёл-проехал за день 29 км, набор высоты – 530 м, ходовое время – 4,5 часа
  4. 1 балл
    4 день, 18 июня. Подъём в 5-30. Отказ от Кашкатуры "экономит" мне два дня. Если двигаться к Большому Шелому через Нильский кордон (а иначе и не интересно) – то и ночевать нужно на Нильском, а туда пути – полдня, значит у меня есть время до обеда, чтобы просушить одежду и обувь, т.е. устраиваем полуднёвку. Сегодня обещано солнце, завтра пасмурно, послезавтра – дождь после обеда. Холодные ночи будут – завтра, и через ночь.. А я уже сегодня подмёрз. Кофий, каша-с-изюмам варится, костёр горит, боты сохнут, вещи на верёвке болтаются, ветром и солнцем обдуваются – туристическая идиллия. Но пару раз шерсть у меня на загривке встаёт дыбом, причём опасность чувствуется именно со стороны вчерашней дороги, а у меня там как раз джакузи и прачечная… Т.е. живёшь так, и не знаешь, что у тебя есть шерсть, а когда она встанет дыбом – тогда и узнаешь. Приходится громко разговаривать, и стучать посудой. А потом в лесу, чуть слышно, в стороне Весёлой, раздаётся собачий лай. Мне смешно - там бурелом и курумник, до деревни 12 км, там не может быть собаки, это наверное ворона каркает… Но минут через 10, всё по той же дороге, на лагерь вылетают три собаки - две в ошейниках, грязные и мокрые, наступают на меня и лают. Должен быть и охотник, но никого нет. Большой баллончик – в рюкзаке, который сохнет на дереве, через дорогу. Маленький – в бардачке вела, но нужно отступить назад, что тоже плохо, файер – в палатке, тоже не вариант. Приходится показать собакам две палки, и страшно заматериться – это они понимают, оббегают лагерь по лесу, лая и рыча. Периодически налетают тучи, и минут пять идёт дождь, приходится прятать бельё и снова развешивать, а было обещано солнце.. В конце сборов снова полило, и палатка упаковывается мокрой. Надо бы постирать цепь, но впереди три брода, до переклюка. Поэтому как-нибудь доеду под горку, перейду последний брод – там и пообедаю, и постираю, и тапки начну сушить. После старта тучи исчезают – солнечно, ветрено, и прохладно. Дорога осталась твёрдой, не размокла. Удивительно, хорошие дороги, мосты через речушки, хотя и броды рядом не глубоки – и всё это ведёт всего лишь к вырубкам. Чтобы один раз всё вырубить – хватило бы зимника. Либо расчёт был не на одно столетие, на восстановление леса, либо бесплатную рабочую силу было некуда девать, и «врагов народа» заставляли делать качественно и красиво. Обед у последнего брода, стирка-помывка-сушка-смазка, через пару километров показывается деревня Лемеза, начинается добрый, широкий грейдер, можно разогнаться, и, меняя носки, сушить тапки. Где-то в середине пути, наверху очередного холма, стоит кроссовер, в нём три дивчины, одна краше другой – спрашивают дорогу до какой-то базы отдыха. Названий посёлков не знают, ведёт их навигатор, а без интернета он показывает только дорожный граф. По рисунку дорог понимаю, что нужно им в Инзер. Спрашивают, скоро ли дорога станет лучше? Фигасе! Стоят на идеальном грейдере! Дальше, девочки, дороги не будет почти вообще. Как насчёт трёх бродов? Или хреновой грунтовки через Бедярыш? Похоже, дамы привыкли летать в Турцию на «всё включено», а этим летом решили вкусить прелести местного отдыха. Но всё ж землячки, с Еката - объясняю, что нужно возвращаться в Миасс, и ехать через Учалы и Белорецк. Дамы злятся, психуют, разворачиваются, и на скорости 30 катят обратно – берегут свой Хундай от камешков. А я ехал под 40, но обогнать их по щебню не смею. Мимо проносится четырка, скорость под сотню, но эти даже не дёрнулись. Так и приходится тащиться за ними, расплачиваясь за свой сарказм)) Километров через пять начинается асфальт, и хундай уходит вперёд, ну ничего, переночуют в мотеле, завтра доберутся. А я ухожу с асфальта на грейдер, к бывшему Нильскому кордону, и кручу-кручу, солнышко садится. Боже мой, какая красота – этот лесной грейдер, птички поют весь день, еловые запахи сменяются цветочными, и тишина… Меня догоняют два уазика, гружёные досками – едут к коровникам, а два года назад хозяйство было мертво, и действительно, видны коровы, но всё это остаётся позади, и я приезжаю к стоянке - всё, как два года назад. Беседка, родник.. Только нет рядом Евгения. Всё приходится делать одному: варить супешник, ставить палатку, разводить костёр. Ощутимо холодает, и я даже не купаюсь, поскорее ложусь и максимально утепляюсь. Как и два года назад, чувствуется, что это – последняя такая «дикая» ночь. Весь вечер слушаю свист медведя, вообще-то так свистит пёстрый дрозд, но туристские легенды говорят, что медведь. Прям представляю, как сидит он в ста метрах, губы - трубочкой, и приманивает меня)) За полдня пройдено 39 км, набор высоты 710 м, ходовое время - 3,5 часа.
  5. 1 балл
    3 день. 17 июня. Подъём в 4-45.. А солнце всходит в 4-30, в походе некогда валяться. Мне предстояло пройти по хребту до Каменного Форфоса – на нём есть связь, отзвониться домой и в МЧС, и уточнить погоду на следующие дни. По прогнозу, в 14-00 должна была прийти мощная гроза – поэтому я хотел сходить в такой разведочный выход, увидеть сверху завтрашний путь, пройти вершины Глинку, Весёлую, несколько безымянных – все выше 1000 метров. Гроза меня не пугала, и зря, как выяснилось. Хребет подробно описал Олег Чегодаев, вся эта глухомань интересовала меня не меньше Кашкатуры, и она уж точно была досягаема, а Кашкатура – бабка надвое сказала. Обработал подходы к палатке и велу дихлофосом, отлил по периметру, и вышел в 8-00, с обедом и 3,5 литрами воды в рюкзаке. В руках палки, в кармане фальшфейер. Иду-кричу, дую в свисток, смотрю следы: лосиные есть, медвежьих нет. Прошёл вчерашние 2 км, лес поредел, зато началась травища по грудь, дороги уже не видно – только по навигатору, да наощупь. На перевале свернул с дороги, пошёл по азимуту к Глинке. На её вершине есть, что посмотреть: крепости, башни, и всякие каменные фигуры – целый город, но такая травища.. А в ней прячутся стволы бурелома. Я разбил в кровь все голяшки, пока научился ходить в траве. Думаю, футбольные щитки здорово помогли бы. С Глинки наконец-то открылись дали: видно Кашкатуру, Ямантау, Копёшку – такая красота! И такая жарища, а воду приходится экономить. Прошёл по седлу, и по курумникам залез на Весёлую, 1154 м, нашёл там останки триангуляционной вышки, далее вершины 1165, 1138, 1116. Трава, стволы в ней, ивняк, причудливые каменные городки, и чётко видимые понижения слева и справа – можно идти без навигатора. 15 км прошёл за пять часов, вышел только на склон перед Форфосом, а с запада уже подходит гроза. Увидел Катав-Ивановск, попробовал – есть связь, и даже инет, быстро отзвонился, заскринил прогноз, поел – и всё, надо валить обратно, километр до Форфоса не дошёл, но там бы ещё метров 50 сбрасывать, и 200 набирать – всё равно не успеть. Начался дождь, потом ливануло, засверкало, но молнии били метрах в 300 от меня, повезло. Я загерметизировался, но вода лилась на меня с травы и кустов, поначалу было даже приятно - облегчение после жары, и пить хочется меньше, но затем температура стала падать, пополз странный туман, затянуло всё молоком, и я начал выписывать кренделя и круги, потому что смартфон часто не достанешь. При этом в рюкзаке лежал компас, не боящийся дождя, но от усталости голова уже не соображала достать его. Я придумал обратно не идти через Глинку, с её буреломами, а спуститься сразу с Весёлой - к той лесовозке, на которой и стояла моя палатка, и вот, никак не мог начать обход Весёлой и спуск направо – навигатор всё время обнаруживал меня на левом склоне, так меня кружили черти. Я уже замёрз, нужно было срочно спускаться, и я вроде уж сбросил метров сто, предвкушая скорый ужин, но тут внизу открылись такие обрывы, такие провалы, такой курумник – и всё это уходило в туман, который несся ветром мне навстречу, из этих каменных преисподних, как будто там был его источник. И тут до меня дошло, что это действительно не тучи, а просто дождь попал на разогретые за многодневную жару каменные поля, испарился, встретился с холодным задним фронтом грозы – и превратился в туман, и сигнализирует мне, что здесь курумник. Хорошо, что я закачал в Локус и генштабки, и спутниковые снимки Яндекса – стало ясно, где по лесу можно обойти обрывы, и где пересечь каменные реки. Все валуны были покрыты мокрым и скользким мхом, одна палка сломалась, и я полз крайне осторожно – я только что отзвонился, что у меня всё хорошо, и если я щас лягу тут, с открытым переломом – то раньше, чем через неделю меня никто искать и не начнёт, и я просто помру. Курумы кончились – кончился и туман, дальше начались старые вырубки, бурелом, но страх уже прошёл, и я постепенно вышел на дорогу, и к 20-00 прибыл в лагерь. Далее - всё в темпе: чай, лапша б/п с плавленым сырком, костёр, стирка пропотетой одежды, купание в ледяном ручье, прям с головой, и только тогда уже – чистая и сухая одежда и тапки… И уже спокойно принятое решение: на Кашкатуру завтра не идти, ибо просто не в чем, а там, на перевале – всё та же мокрая трава, которая не высохнет. В общем, не в этот раз. Нужно идти или вдвоём, или при более устойчивой, сухой погоде. Домой – так же, пока не едем, хотя и хотелось всё бросить, а едем дальше.. Обсохнем утром, и поедем. Обработал синяки и раны на голенях, съел таблетку нимесулида, и под шум ветра завалился спать. Клещи попадались только утром, во время подъёма по дороге, на хребте их уже не было. И вообще, клещей до конца похода больше не было, ни одного. За день пройдено 27 км, набор высоты - 1643 метра, ходовое время - 9 часов.