Йожж

Багажник и диски

Как установить багажник на велосипед с дисковыми тормозами?

Инженеры - конструкторы велосипедов, разрабатывая новую модель велосипеда, ориентируются на определенную категорию потребителя. К сожалению, про такую категорию, как велотуристы, часто забывают. Кто-то возразит, что для велотуризма существуют туринговые велосипеды и гибриды. Но туринговый велосипед, это, в сущности, разновидность шоссейного, то есть предназначен главным образом для хороших дорог (но хорошие дороги велотуристы недолюбливают, так как на них много автомобилей) Приобрести же гибрид в современных российских условиях пока не совсем просто (хотя ситуация постепенно меняется к лучшему).

Самым распространенным типом велосипеда сейчас является горный, маунтинбайк. В результате многие велотуристы используют в походах велосипеды именно этого типа. Их универсальность, незначительный вес, высокая проходимость, большой дорожный просвет и хорошая управляемость на плохих дорогах обеспечивают высокую популярность горному велосипеду.

А для велотуриста одна из самых важных деталей велосипеда - багажник. Понятно, что на велосипед - двухподвес багажник вообще нельзя поставить, поэтому в велотуризме используются главным образом хард-тейлы. Но в большинстве случаев конструкторы хард-тейлов средней и верхней ценовой категорий почему-то преддумают, что их изделие будет использоваться только соревнованиях, и про багажник забывают.

При установке багажника на велосипед с дисковыми тормозами часто приходится сталкиваваться с проблемой - стойка багажника входит в противоречие с калипером тормоза. То есть на раме есть отверстия для крепления багажника, резьба в них нарезана, но при попытке установить багажник его стойка должна пройти через калипер. Бывает и хуже - на раме не предусмотрено вообще никаких отверстий для багажника. Сверление же новых отверстий на раме не рекомендуется, это приводит к потере гарантии.

art_luggage_sxeme.jpg

В результате часто приходится слышать, что велосипед с дисковыми тормозами невозможно использовать в велотуризме. Советуют выйти из положения, применив консольный багажник, крепящийся на подседельную трубу, или везти весь груз в заплечном рюкзаке (подрамной сумке). Но ни один из этих способов нельзя назвать приемлемым для многодневного похода.

Внимание! Бывает, что для надежного крепления багажника к раме не хватает каких-то долей миллиметра. Ни в коем случае не пытайтесь доработать напильником калипер дискового тормоза - стенки рабочего цилиндра могут оказаться неожиданно тонкими, и изделие с немаленькой ценой будет безнадежно испорчено! Нежелательно также, чтобы стойки багажника касались каких-либо деталей тормозной системы.

Оказывается, багажник на велосипед с дисковыми тормозами поставить все-таки можно. И даже несколькими способами.

art_luggage_holder_set.jpg

Первый способ - применим, если на раме есть отверстия для багажника. Идея проста - отодвинуть багажник назад, чтобы его стойка не касались калипера, и чтобы до него можно было добраться при обслуживании тормозов (Колодки все равно придется менять, и жидкость тормозную - тоже).

Для этого необходимо изготовить кронштейн приблизительно такой формы.

art_luggage_holder.jpg

Я сделал его из стального уголка. Спилил лишнее, оставил только ребро жесткости. Для этого потребовались болгарка и слесарные навыки. И установил его на велосипед. Крепление получилось жестким, а багажник не болтается из стороны в сторону.

Результат - вполне удовлетворительный. Конструкция эксплуатируется в течение года, выдержала рюкзак 25 кг в десятидневном велопоходе (1 к. с), и большое количество одно - двух - трехдневных походов выходного дня. Нареканий пока нет.

Не исключено, разумеется, что на другой модели велосипеда и багажника форму кронштейна придется изменить. В общем, проявляйте смекалку.

Второй способ придется использовать, если никаких отверстий для багажника в раме нет. (А куда смотрел, когда велосипед покупал?)

art_luggage_rear.jpg

Если на раме нет отверстий для багажника, то придется использовать хомуты. Багажник крепится на хомутах, вокруг перьев задней вилки и подседельной трубы. Для хомута следует использовать жесть толщиной 1-1.5 мм. Чтобы не царапать раму, под хомут стоит подложить резиновую прокладку, вырезанную из автомобильной камеры.

Крепление получилось достаточно жестким, хотя и не таким, как с кронштейнами.

Крепление этого типа тоже успешно выдержало несколько многодневных походов, никаких нареканий на них нет.

Примечание. Хотелось бы услышать комментарии конструкторов - машиностроителей, использующих сопромат в повседневной работе.

Текст: http://www.bike-repair.ru/Articles.htm.

Источник: http://www.bike-repair.ru

Изменено пользователем Йожж
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
...Понятно, что на велосипед - двухподвес багажник вообще нельзя поставить, поэтому в велотуризме используются главным образом хард-тейлы...

Неправда, можно. У меня это получилось. Для этого необходимо, что бы стойки багажника, крепились не на жёсткую на болты, как почти все и сделаны, а на шарнир. В моём случае багажник был самый дешёвый стальной.

С велорюкзаком на двухподвесе ехать немного комфортней - амортизатор какой-никакой, а есть и начинает сильнее "слизывать" небольшие неровности + чуть меньшая вероятность пробить камеру обо что-то, хотя накачивать до состояния дерева, её всё-таки нужно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Можно и на 2хподвесе. Но не нужно:)))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

После того, как вы решили огорчить осчастливить велосипед таким девайсом, как багажник, встаёт вопрос, а удастся ли его туда нормально поставить? В данной статье рассматриваются варианты как штатного, так и нештатного крепления обычного (не консольного) багажника на все возможные рамы типа «хардтейл»

1.      Есть отверстия в верхних перьях, есть отверстия в дропаутах; тормоз типа «ви-брейк» или же дисковый, но не закрывающий отверстие в дропауте

Самый лучший вариант, багажник штатно крепится в 4 точках. Если в комплекте с багажником идут винты под отвертку, рекомендуется сразу заменить на винты c шлицом под шестигранник

2.      Нет отверстий в верхних перьях

Пример – велосипеды Forward последних лет. Минимальная из зол, которая может встретиться, так как верхнее крепление нагружено на порядок меньше, чем нижнее.

а) За зажим подседельного штыря. Плюс данной конструкции – установка возможна практически на любой велосипед. Минус – вместо двух точек крепления получаем по сути одну, что отрицательно сказывается на жесткости конструкции. В продаже можно найти даже специальные зажимы подседельного штыря

2a.jpg  2a_.jpg

б) Хомут на подседельный штырь или подседельную трубу. 
По сути представляет собой вариацию предыдущего варианта, но еще менее жесткую, т.к хомут (можно приобрести в строительных магазинах) обычно крепится через резиновую прокладку.

в) Скоба на перемычку между верхними перьями. Возможно в случае наличия этой самой перемычки и отверстия в ней (обычно используется для крепления крыла). Минусы - требует работы по изготовлению скобы (к некоторым багажникам такая скоба может идти в комплекте). Плюсы – скобу можно изготовить достаточно жёсткой.

2c.jpg 2c_.jpg

г) Хомуты на верхние перья.
 Плюсы - как и в штатном случае, багажник крепится сверху в двух точках. Минусы – чуть менее жесткое крепление (за счет прокладки между хомутом и рамой)

2d.jpg  2d_.jpg
 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

3.      Отверстия в дропаутах есть, но с левой стороны мешает калипер дискового тормоза

Этот случай встречается достаточно часто, так как примеры рам, в которых совмещение дискового тормоза с багажником изначально заложено конструктором, крайне редки. В большинстве случаев проблему удаётся решить, основным минусом является несимметричность установки багажника

а) Совмещаем крепление багажника и дискового тормоза, т.е. крепим калипер и багажник одним винтом. Минусы: требует замены винта на более длинный; возможно только для багажников с регулируемыми стойками; может потребоваться увеличение диаметра отверстия в стойке багажника, что в некоторых случаях повлечёт замену стойки. Плюсы: достаточно жесткая конструкция. Вариант конструкции: на отверстия крепления дискового тормоза устанавливаем специальную скобу, а уже к ней крепим багажник.

3a.jpg  3a_.jpg

б) Специальная втулка между рамой и стойкой багажника. 
Длина втулки зависит от конструкции тормоза: от 2 см (механика) до 3-5 мм (гидравлика с внутренним креплением гидролинии). Живучесть данной конструкции напрямую зависит от соотношения длины и толщины втулки: если для гидравлики достаточно подложить  несколько шайбочек или гайку, то для механического тормоза втулку придется изготавливать специально, подбирая её наружный диаметр (а значит, и пятно контакта с дропаутом) под максимально возможный. При установке тонкой втулки данный узел будет работать на излом, и в один не очень прекрасный момент болт сломается. В продаже можно найти багажники, у которых подобные втулки (от достаточно тонких до более внушительных) идут штатно – при использовании такого багажника рекомендуется максимально эти втулки укоротить для уменьшения длины рычага

3b.jpg  3b_.jpg

в) Специальная скоба
, которая выводит крепление багажника назад, за дисковый тормоз

3c.jpg

г) Специальная изогнутая стойка багажника в обход калипера. Важно, чтобы такая стойка была выполнена из прочного материала (сталь, латунь). Ни в коем случае не следует пытаться изогнуть штатную стойку (кроме случаев, когда это изначально предусмотрено конструкцией)

3d.jpg

д) Хомут на верхнее перо
 со специальной изогнутой вперёд стойкой багажника. Частный случай варианта, рассмотренного чуть ниже.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

4.     Отверстий в дропаутах нет, или же по какой-то причине не удалось реализовать вариант 3.

Достаточно мерзкая ситуация, так как нижнее крепление багажника максимально нагружено, и любое ослабление конструкции в этом узле нежелательно. Однако, случаи отсутствия нужных отверстий встречаются всё чаще и чаще.

а) Хомуты на верхние перья в район сочленения с дропаутом. Достаточно распространённый вариант в силу простоты и доступности – хомуты приобретаются в обычном сантехническом магазине, причём уже в комплекте с прокладками, а иногда могут даже идти в комплекте с багажником. На этом его плюсы заканчиваются и начинаются минусы: мягкость узла (так как хомут устанавливается на раму через прокладки); в большинстве случаев недостаточная прочность самого хомута (крайне рекомендуется изготавливать хомут специально из прочной стали); багажник смещается вперёд и вверх, что может мешать использованию «велоштанов»; при долгом использовании возможно повреждение рамы в месте установки хомутов.

4a.jpg  4a_.jpg

б) Хомуты на нижние перья. 
Возможно для некоторых рам, позволяет по сравнению с вариантом 4а чуть снизить центр тяжести и передать нагрузку вертикально, а не под углом.

4b.jpg

в) Установка во втулки в место сочленения пера и дропаута. 
Возможно для некоторых рам GT последних годов. Теоретически, механизм для данной установки должен идти в комплекте с велосипедом (или рамой), но, как правило, в магазине об этом «забывают». Самодельную замену можно собрать из нескольких шайб диаметром ~12 мм, упакованных в какую-либо оболочку для исключения повреждений рамы (общая суммарная длина должна быть порядка 20 мм) и пары шайб побольше. Пример изготовления самодельной втулки можно посмотреть например здесь. Использовать можно как верхнее отверстие рамы, так и нижнее. Вариант: закрепить за эти отверстия скобу, на которую установить багажник

4c.jpg  4c_.jpg
 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

5.      Нет штатных отверстий ни сверху, ни снизу

Самый плохой вариант из всех возможных. Если вы обнаружили у себя такой, то для начала подумайте, не перепутали ли вы предназначение велосипеда. Проблема решается просто, если рама титановая: на такую раму приварить нужные бобышки несложно. Если же рама алюминиевая, а вы решили всерьёз заняться туризмом, то лучше сразу перейти к пункту 6. Для менее жёсткого использования можно попробовать комбинацию вариантов 2 и 4, но следует помнить, что данная конструкция получится достаточно мягкой, что может привести к поломке не только хомутов (их то можно взять в запас), но и самого багажника в самый неподходящий момент.

6.      Выбор рамы для варианта 1.

При выборе рамы для многодневного туризма возможность штатной установки багажника должна иметь решающее значение. И если вариант с использованием заднего тормоза типа «ви-брейк» делает выбор достаточно широким, то совместить с багажником дисковый тормоз, не используя ухищрения типа рассмотренных выше, нелегко. Тем не менее, возможны следующие варианты:

а) Крепление дискового тормоза на нижнее перо. Один из лучших вариантов, так как позволяет установить любой багажник и любой тормоз. Пример – некоторые серии Merida, гибриды GT, Cube

6b.jpg

б) Отверстие для багажника находится в месте соединения перьев.
  Встречается достаточно редко. Пример – некоторые рамы Giant, Cube

6c.jpg  6d_.jpg

в) Отверстие для багажника находится на специальном отливе.  Встречается еще реже. Пример - некоторые рамы Author

6c_.jpg

г) Специальные бобышки в районе сочленения верхнего пера с дропаутом. Не менее редкий случай. Примеры – рамы Merida TFS Sport 2006

6d.jpg  6a.jpg

Любой из этих вариантов можно попросить сделать при заказе титановой рамы

Еще некоторое количество информации по теме можно почерпнуть здесь и здесь
Варианты багажников и их конструкции будут рассмотрены в отдельной статье

 

все отсюда: http://www.velo.nnov.ru/?id=10706

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти