Егор

Горелки. Животрепещущая тема.

Коротко и ясно. Форматирование при копировании поломалость - так что лучше читать оригинал в ЖЖ.
http://shuriktravel.livejournal.com/12519.html
 

Горелки в Туризме

 
Горелки в туризме - весьма полезная вещь. Они незаменимы для альпинистов, спелеологов и других людей, путешествующих по местам, где отсутствуют дрова. А всем остальным туристам они просто сильно упрощают жизнь. Ведь как приятно разогреть себе чайку, не вылезая из палатки, когда снаружи идет дождь. Или когда Вы протопали целый день с тяжелыми рюкзаками и мечтаете о чем угодно, кроме поиска и пилки/рубки дров. А может быть  Вы без разрешения бродите по заповеднику, где зоркий лесник только и делает, что выглядывает дымок от костра. Во всех этих случаях Вас выручит горелка! Какая именно? Надеюсь, прочитав эту статью, Вы определитесь с выбором.

Итак. Какие же они бывают? 
Практически всем известны газовые горелки, но почему-то часто забывают о существовании бензиновых и мультитопливных, работающих как на бензине, так и на газу, аппаратов.
Начнем все-таки с газовых горелок.

 

Газовые горелки

 

Нет, все-таки не с газовых горелок начнем, а с баллонов, которые могут использоваться с этими горелками.

 

Баллон с резьбовым соединением

 

Баллон с цанговым соединением

 

Баллон с соединением Easy Clic фирмы Campingaz

 

-9__MC7__3k.jpg

G_F39pKH_UA.jpg

enmuBQ3M-j4.jpg

Основные виды: Цанговые и резьбовые. Цанговые дешевле: цанговый  баллон с 220г газа обойдется вам в среднем за 75 руб., а такой же по размеру резьбовой баллон будет стоить около 140 рублей. Зато резьбовые баллоны надежней и выпускаются разных размеров.
Есть еще баллоны фирмы Campingaz. Как представленные на картинке, так и «прокалываемые» - их нельзя отсоединить до полного израсходования баллона.  Они не очень сильно распространены и горелок под них выпускается немного. Не советую ориентироваться на них.

 

Запомните: БАЛЛОНЫ НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ПЕРЕЗАПРАВКИ! Использование перезаправленных баллонов может окончиться трагически! Покупайте новые баллоны!

 

Теперь перейдем собственно к горелкам. Они классифицируются собственно по тем типам баллонов, которые к ним можно подсоединить.

 

Горелка под баллоны с резьбой

 

waxKJMNthNk.jpg

Легкая, компактная, сейчас еще и очень дешевая горелка. Подойдет идеально для небольших групп, приготовления чая на маленьких привалах. Надежная, ломаться собственно нечему. Обычно мощнее горелок со шлангом.

 

Из минусов можно отметить невысокую остойчивость. Большой котелок на такую горелку ставить будет опасно. Да и баллоны такая горелка использует только дорогие. Конечно, можно купить вот такой переходник на цанговые баллоны:

DnwVflEnN7g.jpg

Но стоимость, вес и размер такого переходника часто превышают или равны стоимости, весу или размеру самой горелки, поэтому переходник не пользуется популярностью.

 

Вы наверняка слышали о горелке фирмы Jetboil (Джетбоил). По сути - это та же горелка под резьбовой баллон, но с радиатором, прикрепленном к кружке, которая идет в комплекте.

PgBVeeb-ThQ.jpg

Благодаря радиатору вода вскипает значительно быстрее, тем самым экономится время и топливо. При переноске в кружку вмещается сама горелка и 230 граммовый баллон. Минус системы в том, что если использовать другую посуду, то все плюсы исчезнут). Хотя нет, не все: Jetboil можно подвешивать с помощью специальной системы к потолку палатки, к дереву или альпинисткой обвязке при вертикальном восхождении. А в каюте яхты, раскачивающейся на волнах, Jetboil позволит вскипятить кружку чая замерзающей вахте. Сейчас уже появились модели Jetboil (Джетбоил) с шлангом, позволяющие готовить в больших кастрюлях.

Pw_4bIgIfJY.jpg

 

Посмотрим все-таки, в чем же вообще соль шланговых горелок.

 

Горелки со шлангом:

hj3iYTEPPZo.jpg

Они тяжелее и более объемны, чем предыдущий тип горелок.

 

Основной плюс такой горелки – на нее можно ставить большую посуду. А еще у нее есть шланг – он позволяет пододвинуть баллон с газом ближе к теплу и тем самым увеличить мощность горелки (на холоде газ сжижается и не так охотно выходит из баллона как в тепле). Так же благодаря шлангу можно купить переходник на цанговый баллон уже не за 1100 рублей как в предыдущем случае, а всего за 200, вот такой

 

mpxYCWZ-F3c.jpg

 

Размером он со спичечный коробок, стоит около 200 рублей (в 5-6 раз дешевле переходника для резьбовых горелок). Если вы  планируете использовать цанговые баллоны, то такой переходник окупится за поход.

Это делает горелки со шлангом самыми универсальными из всех газовых горелок.

 

Горелки только под цанговые баллоны:

XzilJKK-Qb4.jpg

«Куда же всё-таки можно воткнуть цанговый баллон без переходника?» - невольно спросит читатель. А вот в такие горелки. Они используют только один тип баллонов и никакие переходники уже не спасут, поэтому встречаются все реже.

 

О чем следует еще помнить при выборе горелки?

 

-Немаловажен такой параметр как мощность. Обычно он измеряется в килоВаттах. Мощность в 3 кВт характерна большинству резьбовых горелок, у шланговых она обычно ненамного меньше.

 

-Наличие пъезоподжига значительно упрощает пользование горелкой. Но следует помнить, что он часто ломается, а на большой высоте не работает. Поэтому вместе с горелкой надо обязательно носить спички или зажигалку, беспроигрышным вариантом будет огниво.

 

-Как я уже сказал выше, на холоде газ горит плохо. Чтобы не обморозить окончательно себе руки, согревая баллон, чтобы хоть как-то горело, надо позаботиться о «зимнем» газе. Повышенная морозоустойчивость его определяется другим соотношением бутана и пропана в смеси. Баллоны с таким газом специально маркированы и стоят дороже, не ошибетесь. А еще они бывают только резьбовые! Либо цанговые баллоны с зимним газом тщательно прячутся от автора статьи на протяжении лет…

 

Окончательно решить проблему с использованием горелки в холодных условиях поможет бензиновая горелка

Изменено пользователем Егор
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Бензиновые горелки

 

 

«Сижу, никому не мешаю, починяю примус»,  - говаривал Кот Бегемот из небезызвестного романа. Ранее примус был на кухне в каждом доме, а позднее остался лишь у туристов. Если Вы пообщаетесь со старыми альпинистами, то они обязательно расскажут не одну историю про советский примус «Шмель» - это была очень опасная, часто взрывающаяся горелка. Сейчас все поменялось, появилось много разных надежных зарубежных моделей. Вообще-то «Primus» – название фирмы, которое перекочевало в русском языке на все бензиновые горелки.

 

Выглядит бензиновая горелка по-разному.

 

Или напоминающая как раз тот советский «Шмель»

 

bwf4b8VyZMc.jpg

Сделана она, правда, в США…

 

Или оборудованная шлангом

 

nlf3gRTR9Zo.jpg

Шланг соединяет специальную канистру с бензином с самой горелкой. На мой взгляд, такая система безопасней.

 

 

А бывают еще вот такие мультитопливные горелки:

 

DSpvbxvrr5w.jpg

К ним можно присоединить, как и канистру с бензином, так и газовый баллон (любой, при наличии переходника за 200 рублей) и оно от всего будет работать!

 

Тут то - мы и подходим к главному вопросу. А в чем разница между бензином и газом?

 

1. Ну, во-первых, цена. Бензиновые и мультитопливные горелки значительно дороже газовых. Но использовать дешевле бензин. Например, за 60 рублей Вы купите один цанговый баллон (самый дешевый), которого хватит для группы для четырех человек на один день. А бензина на эти деньги вы купите два литра, и на эти деньги тоже количество человек сможет жить 6 дней. (Данные о расходе бензина и газа я приведу ниже)

 

2. Доступность. Предположим, стоимость топлива не волнует Вас, но было бы где его купить! Газ, как и бензин, запрещено возить в самолетах и поездах. В поездах то все - равно все возят и то и то. А в самолетах перевозка газа может грозить разгерметизацией баллона (он рассчитан на внешнее давление более высокое, чем давление на высоте полета самолета) и тут искра… Поэтому не всегда есть возможность закупить топливо заранее дома.

 

Итак, оказавшись в какой-нибудь дыре, которых слава богу на этой планете еще предостаточно, Вы можете не найти газа в продаже. А может и найдете, но не в таких баллонах, которые Вам нужны, просто по закону подлости.

 

А бензин есть почти везде. Его можно купить на заправке, попросить у водителей, только тару найди! А если еще вспомнить, что можно и керосин залить и спирт (рекомендуется только в крайних случаях, так как он разрушает резиновые прокладки), то вообще хорошо становится. Ваш покорный слуга разводил горелку на жидкости для розжига костров, работало!

 

Да, иногда в инструкции к горелке можно найти, что она работает на только на « White Gas». Это такой специальный, хорошо очищенный бензин, который продается у нас в магазинах автозапчастей под названием «Калоша». Он действительно оставляет меньше копоти, но совершенно не значит, что на другом бензине горелка не будет работать.

 

3. Вес. Вот тут очень сложный вопрос. Все зависит от того на сколько вы идете дней и сколько вас. Газовые горелки, особенно резьбовые, легче, чем бензиновые и мультитопливные, но надо помнить, что, используя газ, вы несете в рюкзаке не только само топливо, но и сам баллон, который металлический, т.е. тяжелый. А если поход длинный и взять надо много баллонов? Надеюсь, у Вас не поднимется рука оставлять использованные баллоны на природе, и Вы донесете их до мусорки! С бензином все проще - налил его в бутылку пластиковую и отливаешь оттуда по мере необходимости. Сама по себе бутылка легкая, ее можно и поносить, а можно и сжечь пустую, в крайнем случае. Но если поход одиночный или вас двое-трое участвующих в походе выходного дня, то легче будет взять маленькую горелку и один баллон к ней.

 

3. Работа при низких температурах. Если на улице -30 и у Вас обычный газ – о горелке даже забудьте думать. Можно поносить баллон под курткой, а потом попытаться его запустить… ну, вообщем, удачи. Даже зимний газ очень слабо горит на морозе. А бензину пофигу, хоть -40.

 

4. Удобство в использовании. Вот тут однозначно выигрывает газ. Многие пользовались газовой плитой – тут-то же самое. Повернул вентиль, нажал кнопочку пьезоподжига или чиркнул спичкой, все! Отрегулировал пламя как хочешь и наслаждайся готовкой.

 

При готовке на бензине все по другому! Сначала вы присоединяете бачок с бензином к горелке (Вы уже наливали бензин в этот бачок из бутылки, залив и провоняв им всю палатку и пару спальников соседей), потом качаете специальный насосик, чтобы создать в нем давление. Открываете вентиль, пускаете немного бензина в горелку, закрываете, чиркаете спичкой. Ваши неподготовленные товарищи разбегаются в стороны, думая, что сейчас горелка взорвется. Во время прогрева горелка воняет гарью и коптит посуду, которую кто-то уже на нее поставил… И, вот только когда она прогрелась, вы запускаете ее в рабочий режим, и горелка начинает работать как газовая, не коптя и ровно… до тех пор, пока не понадобилось поставить её на самый маленький огонь, на котором она фыркает и работает нестабильно. Затушили горелку, поели, попили. Думаете, все мучения закончились? Ха-ха) Вы же готовите на бензине, разбавленным, по-видимому, ослиной мочой, так как купили его Вы где-то в предгорьях Памира, так как больше негде было? Значит, пора чистить горелку. Берем в руки ремнабор (в комплекте идет базовый, но у примусологов со стажем он расширяется) и вперед - мазаться сажей и бензином! Зато, какой процесс! Быстро научитесь, не переживайте)

 

5. Обещанная информация по потреблению газа и бензина. Практика показала, что газ удобнее считать в граммах, а бензин в миллилитрах. Учтите, что это лишь примерные цифры. Очень многое зависит от конкретного типа горелки, наличия или отсутствия ветрозащиты, крышки, формы и материала самой посуды, температуры окружающей среды и давления.

 

Газ при готовке из воды: 55 гр. на человека в день;

 

Газ при готовке из снега или на 3 готовки в день 85гр. на человека в день;

 

Бензин при готовке из воды: 80 мл. (56 гр.) на человека в день;

 

Бензин при готовке из снега 150 мл. на человека в день.

 

Всем спасибо!

Использованы картинки с сайтов http://www.splav.ru и http://alpindustria.ru

Изменено пользователем Егор
3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

информативно, но внесу некоторые ПММЛы:

 Как показала практика, некоторые модели "мультяшек" весьма привередливы к качеству бензина, и порой их форсунки забиваются чаще, чем один раз в готовку, и Егор вместо ужина и сна исполняет страстный танец с бубном.

Пока не видел, чтоб на "мультяшках" адекватно регулировалась подача топлива, де-факто у регулятора два положения, "вкл" и "выкл". зато "бензинки" гораздо мощнее газовых.

почитав топик, решил следующей горелкой назначить джетбойл))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сухой спирт рулит!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Жрать захочешь - так понятно станцуешь :lol:  У меня, кстати, не мультяшная, а чисто бензинка, что никак наверное и не влияло.
Мне кажется, что при нашей частоте автономок, экономия - из разряда последних причин. Когда все случается раз или два в год - не столь важно, литр 92-го бензина или Галоши на брата, т.е. 30 или 100 рублей - разница не велика.

Даже стоимость газа - не критична. А больше критично удобство применения при низких температурах и перения этого добра на себе.
Летом, на пару дней - можно и на газе. При нуле, на многадней - только на бензине, но на чистом. Ну, его в топку, экономить копейки и терять часы, воняя и пачкая все вокруг 92-м  :crazy:

А джетбойл-то даа, интересно было бы посмотреть.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А джетбойл-то даа, интересно было бы посмотреть.

Разве что только посмотреть. Объём 1л., для группового похода (когда более 2) - издевательство. Только для одного или пары.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В манаге на комсомольской сего дня наткнулся на горелки джетбоилджетбоил, как поллитровую, так и кострюлькой 1.8 л, рядом висят аналоги, умотаться сколько, правда, почему-то дороже.. 4....6 тыр, против 3.5 за 1.8 ДБ

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

заходил сегодня в нимфу смотрел горелки. стоит примус, газовые есть вообще не дорогие, газ в балонах на выбор.

так же есть мультитопливные фирмы Следопыт: http://www.runis.ru/sledopit/104/786 такая стоит 3700 р. примерно и есть еще типо такой http://www.runis.ru/sledopit/104/906 за 2100 р. примерно, но продавцы упорно доказывали что она чисто газовая (хотя может ошибся моделью т.к. не смотрел упаковку от нее).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

мультитопливные фирмы "следопыт" и прочий "нонейм"- фтопку сразу. если некуда девать 3700р, то эффективнее будет их использовать для растопки костра:)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Слямзено с группы Пробитого Туриста ВКонтакте. Ну, это примерно всё про нас и наши чумовые горелки))

про Примусы :)

"...а из примуса ударил столб огня прямо 
в тент. Как бы зияющая пасть с черными 
краями появилась в тенте и стала 
расползаться во все стороны..." 
М. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Общеизвестно (например, об этом писал Джером К. Джером), что примус работает только тогда когда он не нужен или когда вы делаете вид, что он вам не нужен. Во всех остальных случаях примус делает все что угодно: шипит, пыхтит, плюется горящим бензином, делает "дракончика", летает по палатке, воображая себя зажигательной бомбой, или просто не работает, никак не мотивируя своего поведения. Обычная процедура разжигания среднестатистического примуса представляет собой нечто похожее на оргию огнепоклонников с сексуальными действиями с насосом, нюханьем бензина, объемными взрывами и прочими прибамбасами и приколами. 

Все это сделало примуса объектами всяческого поклонения со стороны лиц, ими пользующихся. На основании личного и общественного опыта я могу сделать следующие выводы: 

I. Примус - живое существо; 

I.1 Примус - существо не только живое, но и обладающее интеллектом; 

I.2 Примус обладает чрезвычайно вредным характером, что, по-видимому, неизлечимо; 

I.3 Анатомия примуса представляет собой загадку, равно как и диагностика заболеваний ("Все ведь в порядке, так какого же ... он не работает!"). Любые инструкции по применению бессильны; 

II. Примус обладает средствами защиты и нападения (произведение объемных взрывов, создание огнеметных струй, превращение примуса в реактивный снаряд); 

II.1 Примус можно считать ОМП (Оружием Массового Поражения). Документальное свидетельство этому - фильм "Скала", в котором плохие дяди кидают в канализацию типичного "Шмель-2", приговаривая "Ох, и рванет же щас!" (после этого показывают хороший такой объемный взрыв); 

II.2 По непроверенным данным, примус представляет собой неоконченную разработку диверсионного оружия времен "холодной войны";

III. Для плодотворного общения с примусами необходим специальный человек - "примусолог";

III.1 Примусолог - человек, наделенный от природы навыками плодотворного общения с примусами, что сравнимо со способностями к: призванию и укрощению духов и демонов, гипнозу (в том числе массовому), общению с потусторонним миром и излечению неизлечимо больных; 

III.2 В походе примусолог легко опознается по постоянно черным от копоти лицу и рукам, запаху бензина, от которого на лету умирают слепни, комары, гнус, мошка, овод и летучие мыши-вампиры, мрачному выражению физиономии и отсутствующему взгляду; 

III.3 При работе примусолога не рекомендуется следующее: 

a. Задавание ему отвлекающих вопросов типа: "Ну когда же будет готово пожрать?!"; 

b. Сидение напротив огнеиспускательного отверстия (предохранительного клапана) примуса и хранение там ценных вещей; 

c. Совершение резких телодвижений, могущих привести к: опрокидыванию примуса, бензина, еды, воды и получению по морде от примусолога; 

III.3 Наиболее важное качество, необходимое для общения с примусологом, - это понимание того, что примусолог тоже человек и он тоже сильно заинтересован в скорейшем приготовлении пищи и чая.

К сожалению, примус является необходимым атрибутом любого мало-мальски серьезного похода или выхода, а в большом походе их может быть даже несколько, что является серьезным препятствием для осуществления любых мероприятий, связанных с приготовлением горячей пищи и напитков. Поэтому на основании вышеизложенных фактов, при работе с примусом настоятельно рекомендуется: 

I. Найти примусолога и заставить его приготовить еду; 

II. За отсутствием присутствия такового приступить к самостоятельным действиям, а именно: 

1.Убрать все могущие воспламениться вещи и людей на расстояние не менее 100 м от места проведения действий; 

2.Надеть асбестовую маску и костюм; 
3.Наметить и запомнить пути возможного отступления; 

4.Приготовить бензин, спички, стеклуху, противоожоговую мазь, носилки. 

5.Прочитать молитву; 

6.Побрызгать на примус святой водой; 

7.Открыть бутылку с бензином; 

8.Открыть бачок примуса; 

9.Долить в примус бензин; 

10.Закрыть бачок примуса; 

11.Подкачать примус (если есть чем); 

12.Полить бензином горелку, бачок, себя и окружающую местность; 

13.Закрыть бутылку с бензином; 

14.Перекреститься; 

15.Поджечь бензин; 

16.Опомнившись после объемного взрыва, сбить пламя с себя и вынуть примус из лужи горящего бензина; 

17.Дождаться, когда весь бензин выгорит, и зажечь примус; 

18.Поставить на него кан; 

19.Смотреть на примус, не дышать, не двигаться, молиться про себя; 

III.В зависимости от модели и характера примуса возможны следующие варианты развития событий: 

a.Если примус называется "Смерть туриста", возможен его самопроизвольный запуск на околоземную орбиту; 

b.Если примус называется "Шмель-#", то возможно испускание огнеметной струи из огнеиспускательного отверстия (предохранительного клапана); 

c.Возможно прекращение горения примуса; 

d.Примус будет тихо "умирать" в течение нескольких часов, не нагрев нагреваемый продукт до температуры выше 50 градусов, уморив с голоду своих хозяев, доведя их до каннибализма или, что еще хуже, до бесконтрольного поедания раскладочных продуктов и завхоза; 

e.Маловероятный исход: примус будет гореть исправно, без фокусов и приготовит вам еду в кратчайший срок. В этом случае вы - прирожденный примусолог! 

ВНИМАНИЕ: Следование данным инструкциям не гарантирует безопасности для жизни и здоровья! 
Автор (Кот Василий) не принимает жалоб и претензий на свой адрес, вроде: "А вот все взорвалось, голову три часа искали, а правую руку так и не нашли!"
6wwc4_oKApQ.jpg
 
Изменено пользователем Егор
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти