Бензиновые горелки
«Сижу, никому не мешаю, починяю примус», - говаривал Кот Бегемот из небезызвестного романа. Ранее примус был на кухне в каждом доме, а позднее остался лишь у туристов. Если Вы пообщаетесь со старыми альпинистами, то они обязательно расскажут не одну историю про советский примус «Шмель» - это была очень опасная, часто взрывающаяся горелка. Сейчас все поменялось, появилось много разных надежных зарубежных моделей. Вообще-то «Primus» – название фирмы, которое перекочевало в русском языке на все бензиновые горелки.
Выглядит бензиновая горелка по-разному.
Или напоминающая как раз тот советский «Шмель»
Сделана она, правда, в США…
Или оборудованная шлангом
Шланг соединяет специальную канистру с бензином с самой горелкой. На мой взгляд, такая система безопасней.
А бывают еще вот такие мультитопливные горелки:
К ним можно присоединить, как и канистру с бензином, так и газовый баллон (любой, при наличии переходника за 200 рублей) и оно от всего будет работать!
Тут то - мы и подходим к главному вопросу. А в чем разница между бензином и газом?
1. Ну, во-первых, цена. Бензиновые и мультитопливные горелки значительно дороже газовых. Но использовать дешевле бензин. Например, за 60 рублей Вы купите один цанговый баллон (самый дешевый), которого хватит для группы для четырех человек на один день. А бензина на эти деньги вы купите два литра, и на эти деньги тоже количество человек сможет жить 6 дней. (Данные о расходе бензина и газа я приведу ниже)
2. Доступность. Предположим, стоимость топлива не волнует Вас, но было бы где его купить! Газ, как и бензин, запрещено возить в самолетах и поездах. В поездах то все - равно все возят и то и то. А в самолетах перевозка газа может грозить разгерметизацией баллона (он рассчитан на внешнее давление более высокое, чем давление на высоте полета самолета) и тут искра… Поэтому не всегда есть возможность закупить топливо заранее дома.
Итак, оказавшись в какой-нибудь дыре, которых слава богу на этой планете еще предостаточно, Вы можете не найти газа в продаже. А может и найдете, но не в таких баллонах, которые Вам нужны, просто по закону подлости.
А бензин есть почти везде. Его можно купить на заправке, попросить у водителей, только тару найди! А если еще вспомнить, что можно и керосин залить и спирт (рекомендуется только в крайних случаях, так как он разрушает резиновые прокладки), то вообще хорошо становится. Ваш покорный слуга разводил горелку на жидкости для розжига костров, работало!
Да, иногда в инструкции к горелке можно найти, что она работает на только на « White Gas». Это такой специальный, хорошо очищенный бензин, который продается у нас в магазинах автозапчастей под названием «Калоша». Он действительно оставляет меньше копоти, но совершенно не значит, что на другом бензине горелка не будет работать.
3. Вес. Вот тут очень сложный вопрос. Все зависит от того на сколько вы идете дней и сколько вас. Газовые горелки, особенно резьбовые, легче, чем бензиновые и мультитопливные, но надо помнить, что, используя газ, вы несете в рюкзаке не только само топливо, но и сам баллон, который металлический, т.е. тяжелый. А если поход длинный и взять надо много баллонов? Надеюсь, у Вас не поднимется рука оставлять использованные баллоны на природе, и Вы донесете их до мусорки! С бензином все проще - налил его в бутылку пластиковую и отливаешь оттуда по мере необходимости. Сама по себе бутылка легкая, ее можно и поносить, а можно и сжечь пустую, в крайнем случае. Но если поход одиночный или вас двое-трое участвующих в походе выходного дня, то легче будет взять маленькую горелку и один баллон к ней.
3. Работа при низких температурах. Если на улице -30 и у Вас обычный газ – о горелке даже забудьте думать. Можно поносить баллон под курткой, а потом попытаться его запустить… ну, вообщем, удачи. Даже зимний газ очень слабо горит на морозе. А бензину пофигу, хоть -40.
4. Удобство в использовании. Вот тут однозначно выигрывает газ. Многие пользовались газовой плитой – тут-то же самое. Повернул вентиль, нажал кнопочку пьезоподжига или чиркнул спичкой, все! Отрегулировал пламя как хочешь и наслаждайся готовкой.
При готовке на бензине все по другому! Сначала вы присоединяете бачок с бензином к горелке (Вы уже наливали бензин в этот бачок из бутылки, залив и провоняв им всю палатку и пару спальников соседей), потом качаете специальный насосик, чтобы создать в нем давление. Открываете вентиль, пускаете немного бензина в горелку, закрываете, чиркаете спичкой. Ваши неподготовленные товарищи разбегаются в стороны, думая, что сейчас горелка взорвется. Во время прогрева горелка воняет гарью и коптит посуду, которую кто-то уже на нее поставил… И, вот только когда она прогрелась, вы запускаете ее в рабочий режим, и горелка начинает работать как газовая, не коптя и ровно… до тех пор, пока не понадобилось поставить её на самый маленький огонь, на котором она фыркает и работает нестабильно. Затушили горелку, поели, попили. Думаете, все мучения закончились? Ха-ха) Вы же готовите на бензине, разбавленным, по-видимому, ослиной мочой, так как купили его Вы где-то в предгорьях Памира, так как больше негде было? Значит, пора чистить горелку. Берем в руки ремнабор (в комплекте идет базовый, но у примусологов со стажем он расширяется) и вперед - мазаться сажей и бензином! Зато, какой процесс! Быстро научитесь, не переживайте)
5. Обещанная информация по потреблению газа и бензина. Практика показала, что газ удобнее считать в граммах, а бензин в миллилитрах. Учтите, что это лишь примерные цифры. Очень многое зависит от конкретного типа горелки, наличия или отсутствия ветрозащиты, крышки, формы и материала самой посуды, температуры окружающей среды и давления.
Газ при готовке из воды: 55 гр. на человека в день;
Газ при готовке из снега или на 3 готовки в день 85гр. на человека в день;
Бензин при готовке из воды: 80 мл. (56 гр.) на человека в день;
Бензин при готовке из снега 150 мл. на человека в день.
Всем спасибо!
Использованы картинки с сайтов http://www.splav.ru и http://alpindustria.ru